Найти тему
Doctor History

Познавший природу: история одного гения, опередившего даже будущее. Часть I.

Оглавление

Чтобы услышать имя Гумбольдт, не потребуется много усилий. В его честь научное сообщество дало имя реке в Венесуэле, хребтам Центральной Азии, Эквадора, Мексики, бесчисленным водоемам в Южной Америке, леднику в Гренландии, воздвигло научный центр в Германии и даже назвало кратер на Луне (чего он, кстати, удостоился первым из ученых-натуралистов Германии). Его именем неофициально окрещено Перуанское течение, открытое неутомимым гением в годы его бурной молодости, и даже село в Башкирии. "Аристотель XIX века", "человек-академия", "gigas spatium" - этими прозвищами Гумбольдта называли самые разные герои истории - Гёте, Папа Римский Григорий XVI, соратник Гумбольдта Эме Бонплан, император Николай I, общественность Франкфурта. Немецкого дворянского сына, рожденного, казалось, для мирной жизни в немецком городке и предзначенного как максимум для дворцовых церемоний и наследственных разборок, весь мир узнал как истового человека науки, давшего бешеный толчок зоологии, географии, климатологии, минералогии, физике и органической химии, написавшего самый популярный в XIX веке после Библии рукописный труд. Гумбольдт достиг такого прогресса, что назвать его гением было бы даже скромно. Разбор феномена сверхчеловека на живом примере - далее в программе.

Детство и юность.

До рождения Александра Фридриха Вильгельма фон Гумбольдта, имевшего место быть 14 сентября 1769 года, планы его отца - майора прусской армии - были связаны с развитием собственного померанского имения и приращением к нему новых земель через посредство герцога Брауншвейгским. Руссо, а позже Гёте и будущий король Пруссии Фридрих Вильгельм III, считая отца Александра человеком знатным и уважаемым, бывали в родовом замке Гумбольдтов - Тегеле. Мать Гумбольдта, урожденная Коломб, была холодной и скупой женщиной, считавшей, что нехватку образования по ее мнению тугой на ум Александр восполнит манерами. Она была в длительной ссоре с мужем, и потому детство Гумбольдта можно было считать весьма мрачным. Фрау Гумбольдт считала сына неспособным к вообще каким-либо занятиям, всерьез веря, что у него идиотизм. На фоне старшего брата, быстро все схватывавшего, он выглядел откровенным болваном. А отца, который благодаря открытому и веселому нраву, вероятно, сумел бы помочь сыну обрести уверенность в себе, рядом не стало очень скоро. Он умер в 1779 году, когда мальчику едва исполнилось 9 лет.

Замок, ныне дом-музей Тегель - родовой замок Гумбольдтов
Замок, ныне дом-музей Тегель - родовой замок Гумбольдтов

По словом одного из биографов Гумбольдта, Герберта Скурлы, "положение младшего нелюбимого сына сулило ему лишь тусклый путь в ландвер, но не оставляло шансов его самозабвенному поглощению себя в науку", с чем Александр не желал мириться еще в детстве. Он обладал несносным, любопытливым, даже опасным характером. Будучи 10-ти летним ребенком, Александр попытался воздвигнуть загадочный механизм, якобы вырабатывавший электричество, на задворках замка, чем породил панику среди слуг двора и был наказан ссылкой в дальний угол имения на год. Но скучать юному Гумбольдту не пришлось - он сделал свой первый гербарий на 200 (по его словам) видов цветов с крестьянских лугов, что привило ему молчаливое упорство в достижении целей и любовь к ботанике, сохранившуюся на всю жизнь.

Самым роковым для характера Александра моментом его детства стало знакомство с привезенным с Канарских островов драконовым деревом. Увидав его, Гумбольдт загорелся желанием найти это растение в природных условиях и немедленно начать экспедицию на Канары.

Бредившего далекими странами, несносного и плохо учившегося у, по выражению самого Гумбольдта, "своры смешных аптекарей" мальчика был огромный потенциал и еще большая энергия. Он считал себя рожденным путешествовать и изучать, но в семье встречал жестокий отпор матери и презрение старшего брата Вильгельма. Местная элита, собиравшаяся в гостях у фрау Гумбольдт, с грустью качала головой при виде Александра, пророчя гибель рода по младшей линии. Но как мы знаем, это было далеко не так.

Восход пионера.

Покинув общество злобного и надменного померанского дворянства, в 1787 году Александр с братом едет во Франкфуртский университет на факультет естественных наук, где, к полному шоку для всех, не то что успешно, а блестяще справляется со сложнейшими предметами и становится одним из самых прилежным учеником города. Далее он учится в университетах Гёттингена и Гейдельберга, проходя курс вдвое быстрее подавляющего большинства студентов, слушает лекции по физике в Базеле, по географии и начальной геодезии (до полноценной тогда еще не дошли) в Дармштадте, по основам биологии и геологии в Лионе и Страсбурге, отправляется в самостоятельные экспедиции по Рейну, где селекционирует рыбу и проводит первый в Германии научный эксперимент с метаном, участвует в раскопках останков древних созданий, среди которых находит кости, близкие к человеческим, и высказывает гениальную догадку о существовании так называемого Гейдельбергского человека - первопредка Homo Sapiens, задолго до Дарвина составив теорию эволюции.

Александр фон Гумбольдт
Александр фон Гумбольдт

В 1799 году Гумбольдт, сумев после смерти матери отсудить у старшего брата свою долю имения, продает ее и на вырученную сумму покупает себе астрономическое и горное оборудование, а также билет в Египет, куда он собирается поехать с армией генерала Наполеона для плодотоворных изысканий. Однако его не пускают, намекая на дворянское происхождение. Тогда ученый-демократ возмущается, заявив, что для науки нет сословных и классовых преград, после чего два месяца ждет корабль в Марселе. Там он знакомится с французским натуралистом Эме Бонпланом, который также едет в Египет. В итоге, раздраженный нарочными переволочками в порту, он отдает билет и договаривается с Бонпланом поехать в Южную Америку. Они составляют подробный проект научно-исследовательской экспедиции по джунглям и горам Южной Америки, мечтая пройти до Эльдорадо, найти самую высокую скалу мира и отыскать источник всех ветров Земли.

Эме Бонплан - французский исследователь и ученый-натуралист
Эме Бонплан - французский исследователь и ученый-натуралист

Через три недели Гумбольдту приходит одобрение от правительства Испании, владевшей тогда большинством западных южноамериканских земель, на любые изучения во всех областях науки в ее южноамериканских колониях. Гумбольдт ждет шхуну, вышедшей из порта Кайенны, города, откуда вскоре перед ним откроется гигантский неисследованный материк - таинственная Terra Incognita...

-5