Всем привет! Вы наверняка знаете, что турецкий кинематограф достаточно специфический. Турецкие фильмы редко занимают места в крупных европейских фестивалях. Мы почти не знаем турецких режиссеров или актеров за творчеством которых было бы интересно наблюдать. А посмотрев турецкие сериалы, сразу хочется плакать. Поэтому сегодня предлагаю окунуться в историю турецкого кинематографа и посмотреть, как он развивался. Ведь как и во многих странах кинематограф является важной ветвью культуры, в данном случае, Турции.
Османская Империя
История кино Турции восходит к временам Османской империи. Предполагается, что это произошло во времена правления Абдулхамида.
1897
Первый коллективный показ фильма был проведен в Константинополе (ныне Стамбул) немецким евреем Зигмундом Вайнбергом в 1897 году. Зигмунд считается одним из пионеров турецкого кинематографа. С 1897 году в качестве представителя кинокомпании Пате (Pathé) организовывал показы кинематографических лент в столице Османской империи.
Как нетрудно догадаться были показаны фильм братьев Люмьер Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота (L'Arrivée d'un train en gare de La Ciotat, 1896). Первый показ проходил в пивном зале Константинопольского Галатасарая.
С этого времени и до 14 ноября 1914 года демонстрировались фильмы иностранного производства, в особенности братьев Люмьер.
19 марта 1910
Был открыт первый кинотеатр в Константинополе под названием «Национальное кино».
1914
Институционализация кино в Турции произошла во время Первой мировой войны. Энвер-Паша (военный министр Османской империи), увидевший, что немецкие армии используют фильмы как элемент пропаганды и для обучения солдат, осознал важность феномена кино и заложил основы для институционализации.
В начале ноября 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну в составе Центральных держав. Сразу после этого встал вопрос о сносе храма-памятника в Сан-Стефано, как символа позора Турции. Процесс сноса было решено заснять на киноплёнку, чтобы использовать этот фильм в военной пропаганде. К съёмкам сначала хотели привлечь австрийскую компанию Sacha Master Gesall, а затем было выдвинуто условие, чтобы этот фильм снял турок.
14 ноября (27 ноября) 1914 года в 8 часов 30 минут храм был взорван при большом скоплении народа. Деревянные фрагменты памятника были сожжены. На развалинах установили турецкие флаги.
Процесс сноса запечатлел на киноплёнку офицер запаса Фуат Узкынай, ранее занимавшийся любительской киносъёмкой. Фильм «Разрушение русского памятника в Сан-Стефано» стал первым фильмом в истории турецкого кинематографа и был настоящим хитом.
На просторах интернета есть интересное интервью, где рассказывается о храма-памятника в Сан-Стефано.
По некоторым данным, перед сносом ценности из храма были переданы русским монахам. Колокола были переданы константинопольскому военному музею. После сноса на территории храма-памятника разместилась воинская часть.
Копии фильма, снятого как 150-метровый документальный фильм, не сохранилось.
1915-1921
В 1915 году, благодаря декларации Энвер-Паша, было создано Центральное Армейское Управление Кинематографии (ЦАУК), вдохновленное «Кинофилиалом Орду» в Германии. Это учреждение стало первым официальным учреждением для кино Османской империи и Турецкого кинематографа.
С 1916 года было показано много документальной кинохроники о полях сражений. Фильмы в этот период снимались в основном на технику привезенную из Германии.
В 1917 году было выпущено сразу несколько художественных картин: Пятерня (Pençe) и Шпион (Casus). Оба фильма были сняты Сулейман Седат Симави.
Большой интерес вызвала турецкая комедия 1917 года Биджан Эфенди Векильхарч режиссера Хусейна Шади Карагозоглу.
Первый комедийный сериал в турецком кинематографе был запущен в 1917 году.
Другой фильм "Женитьба" Химмета Ага (Leblebici Horhor Ağa) начали снимать еще в 1916 году. Основой для сценария послужило одноименное произведение Дикрана Чухачияна, написанное им как оперетта с Текфором Наляном. Съемки были прерваны после смерти одного из ведущих актеров на войне. Фильм удалось завершить только в 1918 году, так как актеры фильма участвовали в битве при Галлиполи.
Фильм Мюреббие, снятый в 1919 году режиссёром Ахметом Фехимом, является первым турецким фильмом, подвергшимся цензуре.
Фильм 1919 года Бинназ в постановке Ахмета Фехима — первый турецкий фильм, афиша которого была напечатана и продана за границу. Продолжительность драмы — 45 минут.
После мировой войны кино в Османской империи производилось силами частных компаний, а также Центральной Кинодирекцией и Обществом Помощи инвалидам и ветеранам войны. Их первым значительным фильмом была документальная лента, сделанная в 1922 году, — "Независимость, Победа Измира" (Kurtuluş, İzmir Zaferi) о взятии Смирны в сентябре 1922 года войсками кемалистов.
В 1919 году братья К. Седен-Эфенди и Ш. Седен-Эфенди создали в Константинополе первую фирму по прокату фильмов, преобразованную в 1922 году в киностудию Kemal Film Кемалем Седеном.
Интерес вызвали три серии о Мажордоме Биджане-эфенди (1921) (Bican Efendi), снятые режиссёром Шади Карагёзоглу (тур. Şadi Fikret Karagözoğlu), который ввёл первого комедийного персонажа в турецкий кинематограф.
Турецкая Республика
Власть уделяла большое значение кино. На плакатах висели цитаты Мустафы Кемаля Ататюрка:
Кино — это такое открытие, которое со временем повлияет на мировую цивилизацию больше, чем изобретение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кинематографии то значение, которого она заслуживает.
В 1920-е годы производственная база турецкого кино была полукустарной. Студий было мало. Оборудование на них было примитивным, искусственное освещение при съёмках почти не применялось. За год снимались две-три документальные ленты, а за полтора-два года — игровой фильм. Однако в связи с ростом популярности предприниматели строили всё больше кинотеатров. В основном, в Стамбуле, Измире, Анкаре, Бурсе, Зонгулдаке. Больше всего их насчитывалось в Стамбуле — более 20 кинотеатров к концу 20-х годов.
Увеличению числа кинотеатров способствовали и принятые меджлисом в 1930 законы: первый — о муниципалитетах, которым вменялось в обязанность заботиться о развитии сети киноустановок; второй — о разрешении детям посещать дневные киносеансы. Однако для многочисленного сельского населения страны кино так и осталось диковинным зрелищем, знакомым только понаслышке.
Все было из-за того, что после провозглашения Турецкой республики в 1923 году, турецкое кинопроизводство находилось во власти монополии братьев Ипекчи вплоть до 1941 года, а единственным режиссёром во всей Турции до 1939 года был Мухсин Эртугрул, снявший более 30 фильмов по популярным пьесам, опереттам и романам.
Среди работ Эртугрула выделяются:
- Огненная рубашка (Atesten Gömlek), 1923 — фильм о национальной борьбе, снятый по произведению Халиде Адывар, в этом фильме снялись первые актрисы Турции Бедиа Муваххит и Неййире Нейир;
- Нация пробуждается (Bir Millet Uyanıyor), 1932 — ещё одна историческая эпопея о Войне за независимость, считавшаяся краеугольным камнем турецкого кино;
- Айсель — девушка из залива (Bataklı Damın Kızı Aysel), 1934 - снятый по мотивам рассказов писателя Александра Грина и зажёгший звезду актрисы Джахиде Сонку (Cahide Sonku).
В батальных сценах картины «Нация пробуждается» заметно влияние советской школы (Эртугрул жил в СССР в 1925—1928 годах, где снимал фильм Спартак). В 1928 он возглавил вновь созданную прокатно-производственную кинофирму Ипек-фильм в Стамбуле.
1930-1950. Звуковое кино
Первый звуковой фильм появился в 1931 году и назывался На улицах Стамбула (Istanbul Sokaklarinda), реж. Мухсина Эртугрула. Это был турецкий музыкальный драматический фильм, снятый киностудии Ипек Фильм (İpek Film).
Этот фильм также входит в число самых дорогих фильмов того периода. Для его создания была открыта фирма с уставным капиталом в 200 000 лир, которая ввела новые технологии и методы для производства фильмов. Новое оборудование позволяло озвучивать фильмы, не прибегая к помощи иностранных компаний. Сцены натуры для этого фильма снимали на улицах Стамбула, Бурсы, Греции, Египта. А для сцен закрытого пространства использовались съёмки во Франции.
В 1934 году советские режиссёры снимали в Турции документальные фильмы: Анкара-сердце Турции, реж. С. И. Юткевич и Турция на подъёме, реж. Э. И. Шуб, в работе над которыми участвовали турецкие кино-деятели.
Рост количества студий и производств способствовало тому, что государство в 1948 году уменьшило налог на производство турецких фильмов до 25 % (налог на фильмы иностранного производства остался 70 %). Стилистически ни кино, ни теория кино в то время не являлись в полном смысле «турецкими».
Наиболее важным событием во второй четверти XX-ого века стал конкурс, организованный Турецким кинематографическим обществом. Фильм Сакира Сырмали Забытый секрет (Unutulan Sır/ Forgotten Secret, 1946) был выбран Лучшим фильмом конкурса.
Фильм Крик, снятый в 1949 году, стал первым турецким фильмом ужасов. Режиссером и сценаристом Айдыном Араконом.
В сороковые кино находилось под сильным влиянием театра и его актёров. Эту практику нарушил режиссёр и продюсер Тургут Демираг, который, отучившись на кинофакультете Университета Южной Калифорнии, вернулся и организовал кинокомпанию And Film, а через год — Гильдию Кинопроизводителей (Yerli Film Yapanlar Cemiyeti) по аналогии с американской.
Демирага в Турции считают как «человека, который привнес в Турцию приемы голливудского кино». В 1953 году он снял фильм Девушка с ковром (Halıcı Kız).
Это первый полнометражный цветной фильм в истории турецкого кино и первый фильм, снятый при спонсорской поддержке. Съемки проходили в Стамбуле, Бурсе и Испарте. Монтаж проводился в Германии на Bavaria Studios. А дубляж выполнялись в стамбульской киностудии Ипек Фильм. Фильм выиграл 2-й кинофестиваль Золотой апельсин и был выбран как Лучший фильм в США.
1950-1960
Расцвет кино начался в пятидесятых, в 1952 году было выпущено 47 фильмов — больше, чем за все предыдущие годы вместе взятые.
В 1953 году Тургут Демираг снял фильм ужасов под названием Дракула в Стамбуле (Drakula Istanbul’da) на свободную тему романа Брэма Стокера, относящийся к эксплуатационному кино и до сих пор являющийся кинохитом.
Хотя искусство кино и было популярно, как и в странах Европы, первые показы фильмов предназначались для немусульман Перы (космополитичный район Стамбула) и для приближённых к трону. Кинематограф считался привилегией высшего класса. Это положение не менялось вплоть до студенческих бунтов в шестидесятых.
Эпоха Ешилчам. 1961-1970
Название «Ешилчам» Yeşilçam (Зелёная Сосна) возникло благодаря улице «Ешилчам» в районе Бейоглу в Стамбуле. Там обычно селились и работали актёры, художники и режиссёры, а сама марка Yeşilçam со временем стала представлять собой «турецкий Голливуд» того периода и сегодня вызывает ностальгию как классика и «старая школа турецкого кино». Аналогом названия послужил также национальный английский кинопродюсер «Pinewood».
Золотым временем считается десятилетие с 1965 по 1975 год. В 1971 году Турция стала третьим производителем по количеству фильмов в год (301 фильм). Начало этого периода связано с приходом режиссёра Омера Лютфи Акада и его фильмов «Смерть блудницы» (1949), «Во имя закона» (1952), достигшего новых горизонтов в режиссуре, стилистической передаче и монтаже. Его примеру последовали Метин Эрксан, Атыф Йылмаз и Осман Седен. Типичным режиссёром стал Мемдух Ун, начинавший как автор дешёвых мелодрам, но развившийся до нового кинематографического языка в фильме «Три друга» (1958).
Осман Седен привнёс эротизм и насилие в турецкое кино. Его известные фильмы — «Враг отрезает пути» (1959) и «Во имя чести» (1960) — о войне за независимость.
К популярным жанрам можно отнести малобюджетные мелодрамы и боевики, поддерживающие устоявшиеся нормы морали среди их зрителей — прибывающего из деревни в город населения — пролетариата, среднего класса и домохозяек. Мелодрамы-арабески, в которых исполнялась народная музыка таких певцов как Мюслюм Гюрсес, Ибрагим Татлысес и Орхан Генджебай были не менее обожаемы.
Знаменитыми турецкими актёрами, ассоциативно связанными с «Ешилчам» являются Айхан Ышик, Бельгин Дорук, Кадир Инаныр, Тюркан Шорай, Джунейт Аркын, Кемаль Сунал, Шенер Шен и Филиз Акын. Наиболее известными фильмами того времени стали «Прохожий» («Sürtük», 1965), «Моя черноглазая» («Karagözlum», 1967), «Богиня любви» («Aşk Mabudesi», 1969) и «Чужестранник в городе» («Şehirdeki Yabancı», 1962) с обаятельной Нилюфер Айдан в главной роли.
Начиная с 60-х турецкое общество претерпело радикализацию в связи с военным переворотом 1960 года. Турецкий кинематограф выбирал новые пути самореализации, на него оказывали влияние французская новая волна, итальянский неореализм и социалистический реализм. Наиболее известный режиссёр того времени — Йылмаз Гюней с его шедевром «Надежда» (Umut, 1970). Политическое кино Засушливое лето (1964, Susuz Yaz) и неореалистическая драма За пределами ночей (1960, Gecelerin Otesi) режиссёра Метина Эрксана составляют идейную основу кинематографа 60-х.
В 1964 году открылся первый национальный кинофестиваль в Анталии (тур. Antalya Altin Portakal Film Festival).
1971-1990
Развитие видео и телевидения, а также американский бойкот, наложенный на турецкий рынок за вторжение на Кипр в 1974 году привели к завершению эпохи «Ешилчам» и даже к закрытию половины кинотеатров страны. После него снималось кино социального направления, «арабески» и сексуальные комедии.
После военного переворота 1980 и хаоса в экономике, вводится цензура, производство фильмов сокращается до 20 в год. Йылмаз Гюней, находится в тюрьме и пишет сценарий фильма «Стадо». Через 4 года его фильм «Дорога» получил приз «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале.
Последователь Гюнея режиссёр Зеки Октен не только снимал фильмы по его сценарию («Стадо» (1979), «Враг» (1980)), но и привнёс в турецкий кинематограф психологизм, эпическую повествовательность, глубину деталей и иронию. Наряду с ним авторское кино обогатил режиссёр Эрдин Кераль, получивший второй приз на Международном кинофестивале в Берлине за «Сезон в Хаккари» (Hakkâri’de Bir Mevsim, 1983).
В 1982 году впервые открылся международный кинофестиваль в Стамбуле.
Сами 80-е характеризуются как «время женского кино», когда изображались героини на краю общества (проститутки), не принимаемые турецким обществом.
1990 - до настоящего времени
Настоящая массовость пришла в кино в 1996 году, когда рекорд по зрительской аудитории поставил фильм «Eşkiya» (2,5 млн.). Бум производства кино продолжает нарастать и в новом тысячелетии, в котором комедия «Kahpe Bizans» (2000) собрала 2 млн зрителей. Следующую метку взял фильм «Vizontele» (2001) с 3 млн зрителей и «Recep İvedik» (2008) (4,3 млн зрителей).
Лучшими режиссёрами Нового турецкого авторского кино считаются Нури Бильге Джейлан, Зеки Демиркубуз, Реха Эрдем, Семих Капланоглу, Йешим Устаоглу и Джем Йылмаз.
Лучшим блокбастером последнего времени является «Волчья долина — Ирак» (Kurtlar Vadisi: Irak, 2007), привлекший 4 миллиона зрителей. К теологическому кино относятся «Благочестие» (Takva, 2006) и «Поезда Адама» («Адам и дьявол») (Adem’in Trenleri, 2007), разрабатывающие тему испытаний веры, а также «Пучина» (Girdap, 2008).
Также нельзя не упомянуть яркий исторический телесериал «Великолепный век».
В 2014 году фильм Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» 67-го Каннского кинофестиваля.
Спасибо за прочтение!