Найти в Дзене

СТАНЦИЯ «СЕРЕДИНА»: ГЕНИАЛЬНЫЙ ПЛАН ИЛИ БЕЗУМНАЯ ЗАТЕЯ

К началу «маленькой победоносной» русско-японской войны 1905 года железная дорога вокруг Байкала (КБЖД) не была готова.

-2

Причины просты: адская коррупция и воровство на подрядах на всех уровнях. Грузы на восточный берег от станции «Порт Байкал» с 1901 года доставлялись в летнее время по воде. С началом войны в январе два парохода ледового класса «Ангара» и «Байкал» с задачей этой уже не справлялись. А оперативная переброска войск, боеприпасов и продовольствия на Дальний Восток была вынужденной необходимостью. 

-3

Столичные «штабные гении» совместно с руководством РЖД приняли решение об устройстве рельсового пути по льду Байкала. Способствовал этой безумной затее и полутораметровый лед, образовавшийся из-за аномальных морозов.

Построить то построили, и довольно быстро. Но даже аномально толстый лёд веса тогдашнего паровоза не выдерживал. Первый же из них, выехавший на Байкал моментально провалился.

-4

Пришлось паровозы разбирать, отдельно топки и турбины, отдельно шасси. В конце февраля по уложенным над бездной в полторы тысячи метров рельсам потащились вагоны с грузами и разобранные паровозы на платформах с конной тягой. Вдоль железной дороги по льду шли войска и обозы. 

Это была очень странная железная дорога, где даже паровозы везли лошади.

Появилась посредине озера и ж/д станция «Середина». С начальником, телеграфом, почтовым пунктом и кабаком для господ офицеров. В котором «ставили самовар и подавали водку».

-5

Даже в период февральско- мартовских морозов из-за движения гигантских масс байкальского льда пути постоянно рвало. И одуревшая от недосыпа мобильная ремонтная бригада еженощно на тридцатиградусном морозе их восстанавливала.

Сейчас популярна версия, что это был гениальный и очень эффективный ход. О чем, скорее всего, вам расскажут в местных музеях.

А по мне так дорогая во всех смыслах авантюра, в попытках замаскировать и исправить последствия глобального воровства и полного бессилия государства.

Войну с Японией мы в итоге проиграли. Рельсы планировали снять по весне, но большая часть уложенного пути ушла вниз по окончании ледостава. Кругобайкальская железная дорога по берегу была достроена ценой неимоверных усилий слишком поздно и вскоре заброшена навсегда.

Теперь её небольшой участок от Порта Байкал- летний туристический аттракцион. 

-6

А устанавливаемая на лед по центру озера станция «Середина»- зимний. 

-7

Чем мы и пользуемся каждую зиму в наших байкальских экспедициях.

  С утреца на собаках и снегоходах до станции. Небольшой исторический экскурс, сытный обед, приготовленный на печи, и обратно на базу. 20+20 км по морю.

-8

И собаки это не простые, а настоящие спортсмены, мастера каюра, призеры российских и международных гонок. Воспитанники питомника «Усадьбы Тюрюминых», что в Листвянке.

-9

Солнце, мороз, ветер, простор бескрайний, байкальский лёд.

А омулевая расколотка с солью-перцем под домашнюю самогоночку на морозе- просто огонь🔥

-10
-11
Байкальский драйв: по льду на снегоходах и собачьих упряжках