Найти в Дзене

Как разговаривать с вдовой

Люди очень добры. Они от чистого сердца сочувствуют и стараются поддержать. Какое-то время.

Наверное, так и должно быть. Но я почему-то не была к этому готова. Однажды я созвонилась с подругой.

«Как дела?», – спросила она. Я ответила, что получше. «О! Я и не знала, что ты болела», – удивилась она.

Учитывая, что я овдовела больше года назад, она предположила, что я чувствую себя лучше после, к примеру, простуды. Но я-то имела в виду, что мне стало немного полегче в сравнении с тем, что было со мной после смерти моего Николая.

Учитывая количество вдов, меня удивляет, что люди часто не знают о том, как с нами говорить, как себя с нами вести. И у меня, кажется, есть несколько советов – и для вдов и для их окружения.

Сначала немного о нас. Большинство женщин, овдовевших каждый год, старше 65 лет, и они часто переживают своих мужей на много лет. Вдовы гораздо чаще, чем замужние женщины, бедны. Овдовевшие мужчины гораздо чаще вступают в повторный брак, чем овдовевшие женщины (и часто женятся повторно на более молодых женщинах).

Не все вдовы переносят утрату. Для некоторых смерть мужа была настолько ужасной, что они тоже хотят умереть.

У большинства пожилых вдов есть взрослые дети, которые могут помочь им чувствовать, что кто-то еще любит их. Это, конечно, утешение. У меня не было детей. Сначала я не хотела рожать без брака, а отношения не получались. Потом у меня случился рак груди и врач посоветовал мне не заводить детей, чтобы не спровоцировать онкологию снова.

Мы с Колей поздно поженились. Ему было 42 года. Мне было 43. Мы прожили вместе всего 42 года. Невероятно, это были прекрасные годы. «Невероятно», потому что мы были такими разными: он – сухарь, ученый, въедливый и дотошный. Я – свободная творческая личность. Никто не верил, что у нас что-то выйдет, но у нас вышло! И даже больше, чем просто вышло. Мы любили друг друга.

Когда в то утро мы шли домой от врача после того, как узнали, что Коле осталось жить два года максимум, он стал говорить о том, как ему со мной повезло. И когда мы вернулись домой и сели прямо в пальто на диван, я сказала, что засужу того врача, который делал колоноскопию, пропустил опухоль и теперь она была неоперабельна.

Коля замотал головой. «Нет. У меня есть всего два года, и мы не будем тратить это время на злость. Я ни с кем не сужусь и ты тоже. Мы забудем о нем и будем счастливы, насколько сможем».

Что мы и сделали. Ну, это то, что он сделал. Большую часть времени я притворялась, что счастлива.

Коля продолжал работать над своим учебником по математике. Он успел закончить ее за четыре дня до своей смерти, и она даже недавно вышла в свет.

Я, конечно, понимаю, что не имею права быть в черной дыре. Моя тоска не самое ужасное, что происходит сейчас в мире. Все, что мне нужно сделать, это открыть любую газету или включить новости на Первом канале, чтобы убедиться, что у меня просто умер муж и это в масштабе вселенной – ерунда.

И все же я не одна такая. Много, очень много женщин чувствует тоже самое – им плохо. Даже те, у кого есть дети, не часто живут рядом с детьми. А, может, их дети невнимательные, или у них свои проблемы. Некоторые из нас очень больны.

Но есть несколько способов быть менее одиноким. Вы можете помогать другим – хотя бы просто разговором. Вы можете поддерживать связь с друзьями, соседями, кем-то еще, посидеть с чьими-то детьми или испечь пирог. Не оставайтесь одной, не ковыряйте свою боль. Ходите на мероприятия, которые организовывают для пожилых в вашем городе, не отказывайтесь от социальной помощи и будьте ближе к людям.

А теперь советы для тех, у кого в знакомых есть вдова. Главное – не исчезать. Недостаточно высказать сочувствие и потом пропасть. Будьте рядом – не в прямом смысле, конечно, просто хотя бы спрашивайте как дела чуть чаще.

Не рассказывайте грустных историй о других своих овдовевших друзьях. Не думайте, что через год или около того вдова снова будет радоваться жизни, как прежде и отнеситесь к этому с пониманием.

Не нужно ничего сверх сложного, просто держите в уме, что глубоко в душе нам очень пусто. Если у вас получится хотя бы мимолетным вниманием скрасить эту пустоту – мы будем очень благодарны.