Найти в Дзене

Эми-Йога. Феномен Силы: книга "Непослушное дитя биосферы"

Человек - это животное, в том смысле, что его поведение как индивидуальное, так и групповое во многом подчиняется инстинктам.

Статья о книге, посвящённой именно этой теме. Кроме того, в завершении статьи сделан вывод о тенденциях развития человечества как биологического вида.

В книге дан взгляд на тему с позиции этологии — науки о нравах и обычаях животных. Согласно /1, с.15/ слово инстинкт "употребляется в быту как символ всего низменного, всего дурного в человеке. Инстинкты рекомендуется скрывать и подавлять. Инстинкту противопоставляются мораль и разум. Но в биологии, у этологов, слово инстинкт имеет иное значение. Им обозначают врожденные программы поведения».

Виктор Рафаэльевич Дольник в своей работе /1/ показал, что моделей поведения, имеющих инстинктивную основу, очень много. К ним можно отнести, например, собирание грибов и коллекционирование, любовь к Родине и любовь к природе, тягу к земле и страсть к охоте, использование и изготовление орудий труда, защиту индивидуальной и групповой территории.

В /1, с.273/ утверждается: «…в вас сидит инстинкт иметь свое гнездо, свое убежище, неприкосновенное для остальных… инстинктивная потребность занимать свой, личный или семейный, клочок пространства». Сотни инстинктивных действий мы можем наблюдать у детей, в том числе освоение в игровой форме самых разнообразных норм поведения, включая межполовое, сексуальное. У подростков появляется поведение в виде организация их в клубы и банды. В /1, с.132/ отмечается: «Программа встроиться (в общество) требует вести себя так, чтобы на молодое животное обратили внимание, запомнили, узнавали. Она как бы требует: «Выделись чем-нибудь, и не будь как все сверстники».

Что касается организации семьи, условий в которых живут дети, то согласно /1, с.191/ «мы набрались программ, обслуживающих самые разные формы брачных отношений», и согласно /1, с.159/ форма моногамной семьи — «далеко не столбовой путь приматов, того отряда, к которому мы имеем честь принадлежать. У многих из них один самец спаривается с несколькими самками, причем зачастую «вся любовь» к самке после спаривания кончается. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное свойственно и мужчинам».

В /1, с.167/ утверждается, что «существование у человека нескольких брачных систем для биолога удивительнее, чем для остальных видов, ибо он знает, что брачная система — видовой признак, один вид животных имеет одну какую-то систему (или несколько ее вариантов) и никакую другую систему принять не может, она будет противоречить его естеству, его инстинктам». В /1, с.175/ отмечено, что «…идею брака при полном равенстве полов, гуманную и разумную, нам, оказывается, неожиданно трудно осуществлять на практике именно потому, что ради нее постоянно приходится подавлять древние инстинкты».

Простор для наблюдения за инстинктивными программами поведения предоставляют процессы сближения представителей противоположных полов, выбор ими друг друга. Здесь и стремление со стороны женщин украсить себя, спровоцировать конкуренцию среди мужчин, и стремление к соперничеству со стороны мужчин, которое может проявить себя согласно /1, с.170/ «от мягкого соревнования до яростного столкновения. Соревнование обеспечивает наблюдающим его особям другого пола возможность выбора брачного партнера. Соревнование не только взаимно стимулирует особей одного пола, но и расслаивает их».

В /1, с.156/ отмечается: «Самки многих видов проверяют и то, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. Для этого есть специальная программа: самка начинает изображать из себя детеныша… поцелуй — одна из форм ритуального кормления». У многих видов животных нормой является назо-анальное знакомство, у человека же вся сфера зада запретна. Согласно /1, с.143/: «Назо-анальное знакомство сдано в архив. Но как атавизм эта программа себя проявляет в том, что мужчины подсознательно неравнодушны к заду незнакомой женщины. Им трудно на него не бросить хоть мимолетный взгляд.

Принято считать, что это неприлично. Но женщины поощряют интерес походкой, облегающей юбкой», акцентируют объем бедер. Замечено, что «… если дома, на работе, в общественных местах есть художественные изображения обнаженных женщин, это подсознательно поднимает настроение у мужчин, а женщины держат себя более подтянуто».

Животный мир, из которого мы произошли, формирует также инстинктивные программы поведения человека в коллективе, отношения к собственности, к власти и даже нормы морали. В /1, с.117/ указывается: «по крайней мере, часть наших так называемых общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих».

В частности согласно /1, с.28/: «В первичную мораль человека, как и многих животных, входит запрет причинять ущерб тем, кто ему доверяет», согласно /1, с.253/ «прав тот, кто защищает свою территорию», это придаёт ему дополнительные силы, а силы интервента инстинктивно приуменьшаются. В итоге, как указывается в /1, с.116/, «победа (будет) с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свой дом, свою самку, своих детенышей, обычно выигрывает в конфликте даже с более сильным».

Вместе с тем, согласно /1, с.115/ «у человека, как и у многих других слабо вооруженных животных, почти нет врожденных ограничений для действий в драке», человеку инстинктивно присущ каннибализм, так согласно /1, с.66/: «Человеческие кости в мусорных кучах людей каменного века находили часто и повсеместно».

Войны – это тоже проявление древних инстинктов, ведь согласно /1, с.195/ «человек — весьма агрессивное существо, а в том, что агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и априори не предсказуемым». И далее в /1, с.196/ указывается: «Злоба: естественная история агрессивного поведения», и его, читатель, нужно принять не споря. Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют агрессией… агрессия и страх взаимосвязаны».

Возвращаясь ещё раз к теме связи агрессивности и морали в /1, с.206/ отмечается: «человек в натуральном виде — слабо вооруженное животное и мораль у него соответственно слабая. Мы должны всегда это ясно понимать: человек напридумывал много страшных орудий убийства и стал необычайно вооруженным, оставшись в то же время по своим инстинктам тем, чем были его предки. Беда человека не в его агрессивности, а в его слабой моральной оснастке агрессивности».

Отмечена роль улыбки, а фактически демонстрации зубов в жизни человека. Согласно /1, с.201/ «Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействуют на наше подсознание». Улыбка инстинктивно воспринимается как мягкая, но уверенная в себе готовность к отпору.

Как и все животные мы несём в себе также инстинктивные программы альтернативного поведения - поведения в условиях перенаселённости. Эти программы направлены на снижение разными способами численности популяции. Так согласно /1, с.295/ «При увеличении плотности у всех видов агрессивные стычки учащаются многократно. Возникает субъективное ощущение, что «нас что-то слишком много» и «тут кто-то лишний»… При высокой плотности у животных отключаются врожденные программы не посягать на то, что принадлежит другим». Это программа направлена на то, чтобы в борьбе за пищевые ресурсы обречь конкурента на голодную смерть.

К инстинктивным программам альтернативного поведения можно отнести также «утрату осторожности». Так согласно /1, с.295/: «У уток, например, с помощью кольцевания обнаружили, что в период высокой плотности они чаще начинают гибнуть от самых случайных причин — хищников, охотников, столкновения с проводами и т.п.

У человека утрата осторожности при нарастающем неблагополучии наиболее наглядно проявляется в форме бунтов, когда люди вдруг теряют страх перед властью, полицией, толпами идут навстречу пулям и смерти… За время первой мировой воины вши унесли больше человеческих жизней, чем оружие…

В природе действуют и еще более удивительные механизмы: поколения, находящиеся в стрессовом состоянии, родят потомков, у которых реализуется альтернативная программа поведения, при лучших условиях жизни заблокированная. Потомки эти не могут уже жить так, как это делают их родители. Например, саранча в благоприятных условиях живет по территориальному принципу, каждый самец охраняет свой участок. Но, если плотность популяции стала слишком высокой и чужие самцы слишком часто вторгаются на территорию, саранча откладывает яйца, из которых выйдет «походное» потомство. …

«Походные» потомки утрачивают территориальность и поэтому собираются вместе, их стаи растут, достигают огромных размеров — много миллионов особей — и начинают куда-нибудь двигаться. Стаи походной саранчи покидают территорию популяции, вторгаются сначала в места, занятые другими популяциями (это называется нашествием), затем в области, зачастую непригодные для жизни (это называется инвазией), и, в конце концов, погибают. Сходно ведут себя в подобной ситуации лемминги, а в менее яркой форме инвазия есть у многих видов млекопитающих и птиц.

Цель нашествия и инвазии — выбросить за пределы переуплотняющейся популяции избыточное молодое поколение». Этот вариант инстинктивных программ альтернативного поведения способствует территориальной экспансии вида в условиях, когда экспансия связана с преодолением сверхтрудностей и опасна для жизни.

Есть ещё вариант альтернативного поведения - так называемые «Коллапсирующие скопления». «Эта форма регуляции численности менее драматична. В условиях обострения социальных отношений часть особей утрачивает интерес к борьбе за территорию, иерархический ранг и снижает агрессивность. Тогда начинает преобладать другая программа, противоположная агрессивности, — программа сближения, объединения, окучивания.

Особи собираются в плотные группы, и эти группы либо кочуют, либо просто держатся на одном месте. В таких скоплениях животные или совсем не размножаются, или размножаются очень ограниченно, меньше, чем нужно для воспроизводства. Насекомые перестают даже питаться. Обычно же главным занятием в таких группах становится разного рода общение.

У людей скучивание принимает несколько форм, но самая мощная из них — урбанизация, собирание в городах…». Согласно /1, с.298/ «Города действуют как демографические «черные дыры»… Биолог знает, что скучивание ведет к снижению плодовитости у многих видов животных; город для него — форма скучивания… биологические популяционные механизмы работают вне сознания особей и групп животных».

Ещё один вариант инстинктивной программы альтернативного поведения у животных связан с изменением структуры брачных отношений и отношения к потомству. При возрастании численности потомство зачастую перестает быть главной ценностью для членов популяции, включая иногда и родителей».

Человечество, как биологический вид, на сегодня оказалось в условиях, когда возможности для территориальной экспансии исчерпаны, а пищевой ресурс находится на грани истощения. Так в /1, с.286/ отмечается: «Производство пищи на Земле сейчас растет на 2% в год; чтобы получить такой прирост, приходится увеличивать потребление энергии на 5%, забор воды для орошения — на 7%, производство удобрений — тоже на 7%, а ядохимикатов — даже на 10% в год. Эти титанические усилия истощают ресурсы, разрушают среду и все более ее загрязняют».

И далее в /1, с.307/ приводится закономерный вывод: «будущее человека как биологического вида … предсказуемо: экологический кризис и снижение численности неизбежны».

Напрашивается вывод, который Виктор Рафаэльевич, правда, не опубликовал: в условиях перенаселённости у людей неизбежно будут активироваться инстинктивные программы альтернативного поведения. Выбор таких программ будет происходить из известного списка: рост агрессивности, утрата осторожности, губительные попытки территориальной экспансии, снижение заботы о потомстве или «коллапсирующие скопления».

Большинство таких программ, за исключением «коллапсирующих скоплений», сопряжено с гибелью людей и насилием. Всё это является серьёзной причиной для подавления человеком зверя в себе. Совокупность всех проявлений звериного в человеке, его инстинктов в Эми-Йоге называется «звериный план» или просто «зверплан». Справочно: кроме звериного Эми-Йога работает ещё с духовным, социальным и семейно-родовым планами.

Вместе с тем, Виктор Рафаэльевич относится к естественности проявлений инстинктов весьма толерантно. И в /1, с.32/ отмечает: «Инстинкт удивительно корректен по отношению к разуму. Древний повелитель поведения, он обычно не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно направляет желания и мысли, оставляя разуму полную свободу облечь желание в подходящую времени и обстановке форму. Ведь он, инстинкт, древен и консервативен. Жизнь же меняется, на то и дан разум, чтобы ориентироваться в меняющихся, нестандартных ситуациях и принимать решения».

Образно высказался Джонатан Свифт: "Человек - животное восприимчивое к разуму".

От себя добавлю: чтобы перестать быть животным сначала нужно осознать это животное в себе. Можно привести любопытную аналогию. В обществах анонимных алкоголиков есть программа избавления от алкоголизма состоящая из двенадцати шагов. Первый шаг – это осознание наличия проблемы, признания: «Я - алкоголик». Готовы ли мы сегодня признаться самим себе: «Я – зверь, я – животное?» Хотим мы того или нет, но подобие, похожесть людей и животных существует и влияет на нас.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. ЧеРо-на-Неве • МПСИ • Паритет Санкт-Петербург • Москва 2004.

PS. Не забывайте ставить лайки 👍. Подписывайтесь чтобы не пропустить новые публикации! Спасибо за помощь в развитии канала.

Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".

#эми-йога