Найти в Дзене
Константин Каськаев

Колымская трасса. Прошлое и современность. Часть 4.

Четвертый день путешествия по “Колымской” трассе. Трафик на трассе стремится к нулю, но мы знаем, что с первой утренней переправы через Алдан поедут машины на Усть-Неру. Усть-Нера – крупный, по местным меркам, город с населением 5000 человек. Располагается примерно посередине между Магаданом и Якутском (1000 км от Якутска и 1000 от Магадана), на 64 градусе северной широты, а это всего 200 км до полярного круга!

Равнина после Теплого Ключа закончилась и начались горные хребты! Через 500 км будет Усть-Нера, и это единственный крупный населённый пункт на этих пяти сотнях км.
Равнина после Теплого Ключа закончилась и начались горные хребты! Через 500 км будет Усть-Нера, и это единственный крупный населённый пункт на этих пяти сотнях км.

Первой же машиной, появившейся на дороге, оказалась фура. И она же была первой остановившейся нам машиной. Водитель Алексей сначала предлагал довезти нас до умирающего посёлка Развилка, в 70 км от Тёплого Ключа, но по дороге разговорились и в итоге поехали вместе все 500 км до Усть-Неры. Он профессиональный водитель большегрузных машин по трассе “Колыма”. Здесь зимой температура может падать до минус 60 градусов, и чтобы транспортировать грузы при такой температуре, нужны особые навыки и умения. Водители с западной части России или Сибири, которые первый раз берут заказ, отвезти какой-нибудь груз в эти места с Запада или юга Сибири, попадают в совершенно непривычные им условия, даже в летний период.

После каждой машины остаётся облако пыли над трассой. Гравийная дорога укатана хорошо!
После каждой машины остаётся облако пыли над трассой. Гравийная дорога укатана хорошо!

Во-первых, здесь почти нет заправочных станций, и местные водители устанавливают на фуры дополнительный бак для топлива, он так и называется “Колымбак”. Во-вторых, зимой устанавливают второй слой окон в кабине – так теплее. В-третьих, вешают снаружи кабины термометр для того, чтобы знать, насколько холодно снаружи. Температура здесь может падать на 20-30 градусов за считанные часы. Например, водитель лёг спать при минус 30, а за пару часов температура опустилась до минус 50 или 60 градусов, в такой ситуации уже просто так не тронешься с места — покрышки задубели на морозе, и могут лопнуть. Также принимаются специальные меры, чтобы солярка в баке не замерзала. Нюансов много, а если водитель их не знает, то может просто погибнуть в дороге или бросить машину на трассе.

Слева по груде камней идёт оптоволоконный камень. Денег на столбы видимо не хватило.
Слева по груде камней идёт оптоволоконный камень. Денег на столбы видимо не хватило.

Всё это нам и рассказывал Алексей, пока мы вместе ехали в Усть-Неру. Дорога постепенно пошла в гору, а потом стала петлять по горным долинам. Кое-где, на вершинах сопок, лежал снег.

Примерно в обед увидели стелу, гласящую, что мы въезжаем в Оймяконский улус. Это самый холодный район Якутии и мира, именно тут морозы опускаются до минус 70 градусов. Здесь дорога идёт через несколько горных перевалов, некоторые из которых раньше были очень опасны, а теперь их реконструировали, и они стали безопаснее.

Колымская трасса. Между Хандыгой и Усть-Нерой.
Колымская трасса. Между Хандыгой и Усть-Нерой.

Уже в Оймяконском районе я обратил внимание на какой-то кабель, который тянулся вдоль дороги. Он не был повешен по столбам или закопан в землю, он просто лежал на камнях обочины. Алексей рассказал, что это оптоволоконный кабель, который протянули вдоль всей “Колымской” трассы. Благодаря ему теперь во всех трассовых посёлках есть быстрый интернет. Но часть денег, видимо, украли, и потому кабель повешен по столбам только вблизи Якутска (первые несколько сот километров). А дальше его просто растянули вдоль дороги прямо по насыпи камней, формирующих обочину. А на всех стоянках и кафешках развесили разъясняющие плакаты, которые информируют граждан, что ценных металлов в кабеле нет (он полый внутри, оптоволокно же!), и воровать его, смысла нет. Плакаты появились после первых нескольких инцидентов с обрывом кабеля.

То горы, то равнина.
То горы, то равнина.

Так и живём.

Вид на хребты с последнего перевала в тот день. Виден поздний (полуночный) закат, до Усть Неры совсем чуть-чуть.
Вид на хребты с последнего перевала в тот день. Виден поздний (полуночный) закат, до Усть Неры совсем чуть-чуть.