Святые отцы различают три вида волевых движений в нашем теле, «движений плоти», как они их метко называют.
Первое — естественное движение плоти, от природы нашего физического тела. Они ко греху не ведут, они просто есть — дыхание, давление, желание есть, спать и продолжать род. Душа только ощущает, что они есть в теле и учитывает их. Например, молитва и сон должны быть в мире между собой, иначе будет нарушена либо молитва, либо здоровье от недосыпа. Тоже самое с едой и постом, с супружескими обязанностями в браке.
Второй вид движений плоти — от воли человека, так скажем, от правильного или неправильного планирования своих потребностей. Если начать много спать, кушать и всё остальное, то человек превратиться сначала в животное, а потом в бесноватого. Если начать мало кушать и немного спать, оставив время для молитвы, то можно стать святым.
Человек может прекратить потакать движениям плоти простым усилием своей воли. И это желание может появляться по разным мотивам — от веры в Бога, от воспитания или чего другого — от жадности, например, можно мало есть и копить деньги. Как предупреждает нас Господь Иисус Христос: «Внемлите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Евангелие от Луки, 21:34).
Третий вид движений плоти — от бесов. Здесь и обжорство, и многоспание, и похоть, и всякие зависимости, перекликающиеся с чисто химическими процессами, которые уже одним движением воли не преодолеть, почему они так и опасны — наркомания, алкоголизм и т.п.
Задача христианина — различать эти движения своей плоти.