Найти тему

Иконография праздника: введение Пресвятой Богородицы во храм

Оглавление

Приветствую Вас, дорогие читатели!

С праздником!

Этот праздник появился в VI-VII веках в Иерусалиме, на целый век позже, чем в Константинополе. И в число двунадесятых праздников Церкви вошёл не сразу, а только после XIV века. Хотя по еще одному мнению историков, празднование начинается с VIII века. О чем свидетельствует произведение святого патриарха Константинопольского Германа «Похвала Пресвятой нашей Госпоже и Богородице, егда принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущи». И с признанием праздника, в ІХ веке появляются два канона, посвященных празднику.

Фотография автора
Фотография автора

О том, как жила Пресвятая Богородица мы знаем в основном благодаря Священному Преданию. Этот праздник не основывается на Евангелии. Главные источники - два апокрифа: Протоевангелие Иакова и "Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя":

Согласно этим преданиям, когда Пречистой Богородице исполнилось три года, Её родители, праведные Иоаким и Анна, во исполнение данного ими обета отвели Дочь в Иерусалимский храм для посвящения Её Богу. У входа в храм стояли юные девы с зажжёнными светильниками, в ожидании Ее.

Мог ли кто-то тогда из сопровождающих Марию думать, что они окружают Ту, которой суждено быть «благословенною в женах», «ублажаемою всеми родами»? Мог ли кто предвидеть, что эта юная Дева вскоре прославится сонмом духов бестелесных, святых и пророков, как «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим»? Нет. Никто не догадывался и не предполагал этого.

-3

Пресвятая Дева поднялась по крутым ступеням храма, была там встречена и благословлена первосвященником. По особому откровению, Она, как одушевлённый Кивот Божий, была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник раз в год.
Живя при Иерусалимском храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Писания и рукоделию. Пребывание Марии при храме продолжалось до достижения Ею 12 лет. После этого Пресвятая Дева, решившая сохранять девство, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа.

Этот краткий пересказ события поможет понять то, что изображено на иконе этого праздника 👇

-4

🎨 Иконография подобных изображений мало менялась со временем. Она содержит основные описанные события праздника. В центре всегда Пресвятая Дева. На иконах Ей три года, но Ее изображают, как и взрослую, показывая возраст маленьким ростом. Она и одета, как взрослая, в одежды замужней женщины, в мафорий и тунику, в традиционных для изображения этого одеяния цветах – пурпурный и синий. Этими цветами подчеркивают Ее высокий статус – статус служения Богу:

«В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Егда же, яко Невеста Божия преукрашена была еси».

Обратите внимание, еще одна деталь, напоминающая нам о том, как жила Богородица у родителей. На иконе Ее поставили не на землю, а на порог храма или это бывает небольшое возвышение. В иконах все символично и нет ни одного элемента, который бы ни о чем не рассказывал. Анна решила не ставить Дочь на землю до введения во храм. И выполнила это. Супруги помнили о своем обещании посвятить Дочь Богу. Дальше символически изображают лестницу. Богородица сама, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались взрослые. Это тоже символ - символ Ее духовного возрастания до того подвига, который Ей предстоит совершить.

Фотография автора. Музей Русской иконы. Видео 👇
Фотография автора. Музей Русской иконы. Видео 👇

Святые праведные Богоотцы - Иоаким и Анна, могут быть изображены или рядом с Ней, или немного позади, около сопровождающих Ее дев. Первосвященника Захарию обязательно изображают в поклоне пред Пресвятой Богородицей. Посмотрите, в верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника, помещена сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

В стихирах поется, что Пресвятая Дева «небесным воспитана хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово, Емуже яко храм избранный и всенепорочный предобручался еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу»

Еще одна деталь - киворий над Богородицей. У этого слова несколько значений:

  • шатер, который обычно находится над престолом или крес­тильной купелью, над ракой с мощами святого, а иногда и над святыми источниками.
  • если он над алтарным престолом, то это отсылка на символическое значение его как гроба Господня — места, где упокоился и воскрес Спаситель.
  • киворием также называют и дарохранительницу, особый сосуд, который находится в алтаре и предназначен для хранения Святых Даров.

Что он означает на иконе? Под киворием тогда приносились жертвы и в Иерусалимском храме, жертвенник всесожжения стоял перед входом в Святая святых, праведные Иоаким и Анна приводят свою Дочь как некую жертву Богу, о чем нам говорят слова канона:

«В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая, Божественне рождшии Тя, яко жертву чисту».

Направление движения всех фигур на таких иконах чаще справа налево. Но всегда есть исключения.

Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения - это как прообраз будущих христианских монастырей. Позже многие монастыри и храмы на Руси посвящали этому празднику.

«Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь святая святых радуются, и лик Ангельский таинственно торжествует»

Спасибо Вам, мои дорогие подписчики и те, кто ещё не решил, нужно подписаться на канал или нет:), за то, что дочитали до конца. 

-6

До новых встреч и хорошего дня❤️

-7