Где испытывать торпеды? Подумали государственные мужи в СССР и решили: на Онежском озере. Полигон назвали “Северной точкой”. Рядом стали строить профильное предприятие, которое не успело начать работать. Началась война - и оборудование эвакуировали в Петропавловск. Не Камчатский, а казахский.
К идее промышленного производства вернулись в 1944 году, когда Карелию уже отбили. Но завод должен был стать судостроительным. Еще во время войны смотрели в мирное будущее, думали о нуждах малого рыболовного флота. Сначала трудились тут пленные, которых постепенно заменяли наши. В 1949 году никого из спецконтингента на верфи не осталось. Первый бот “Альбатрос” спустили на воду летом 1947 года. Быстро.
В индустриальную летопись страны завод попадет как “Авангард”. Здесь изготовили немало судов и сковородок. Но все-таки важнейшим видом продукции были минно-тральные корабли. Как отмечают в Галерее промышленной истории (благодаря чьим материалам мне удалось подготовить серию индустриально-исторических очерков), наши тральщики уступали зарубежным аналогам и в защите по физическим полям, и в средствах обнаружения мин. Но в 1960-х годах конструкторам удалось подтянуть советскую технику к мировым стандартам.
А в 1970-х годах на “Авангарде” начали выпускать... Хочется сказать “беспилотники”. Но правильнее тогда уж “безматросники”. А если по документации, то телеуправляемые тральщики. Они отправлялись в плавание без экипажей, управлялись дистанционно.
Последним типом базовых тральщиков, построенным на петрозаводской судоверфи, стал “Яхонт”. Проектом предусматривался корпус из стеклопластика. Да экономически не потянули. Поэтому делали из дерева, но обклеивали стеклопластиком. И вот это был один из лучших кораблей своего подкласса в мире.
А рыболовецкие суда тоже строили. Не только для Онежского и Ладожского озер и Белого моря. Сейнеры отправляли и на Дальний Восток.