Давние читатели канала давно знают, что служил я после учебки в ГДР. Осенью наш гвардейский мотострелковый полк принял участие в дивизионных учениях. Столько красных лампасов в одном месте я воочию больше ни разу не видел! Генералы с одной звёздочкой на погонах, с двумя, тремя. Офицеры перед ними по струнке ходили, на нас – срочников – генералы мало внимания обращали. Забавно было наблюдать, как они чихвостили в хвост и гриву наших командиров, а те стояли по стойке «Смирно» и боялись пошевелиться.
Запомнился один генерал. Честно говоря, не помню сколько звёзд было на погонах, но это и не столь важно. Хорошо врезалась в память его комплекция: маленький, объёмный вширь. Про таких говорят – проще перепрыгнуть, чем обойти. Надо сказать, характер у него был весёлый, в свою речь вставлял шутки-прибаутки.
Жили в палаточном городке. Естественно, у срочников были свои палатки, у офицеров – свои и генералы сами по себе.
Стоим однажды на утреннем построении. Подходит к строю генерал, смотрим – а у него нет портупеи! Тихо перешёптываемся между собой, киваем на генерала:
– Чего это он без портупеи?
Офицеры шёпотом поясняют:
– Сегодня ночью украли.
А генерал, оглядев наш строй, объявляет:
– Не смотрите, что я не по форме. Какой-то бестолковый солдат у меня портупею спёр. Офицеру чужая портупея не нужна, у него своя есть. А солдат собирается её на гражданку увезти. Только ремень носить не будет – большой он. Мне портупею по заказу делали, обычная на моём животе не сходится. Я же на колобка похож! Кто взял, верните обратно. Палатку мою знаете. Вся портупея вам не нужна, в обмен будет только ремень.
А после – занятия, учения, наведение порядка вокруг своих палаток. Весь день проходил генерал без портупеи. Сначала было непривычно, потом привыкли. А вечером он снова был одет по форме! Хоть и форма его тела кругло-объёмная, вроде бы не сочетающаяся с военной профессией, но в то же время подтянутый и мундир на нём сидел как на картинке глянцевого журнала. Наверняка тоже сшит по заказу.
Кто свистнул портупею, генерал на следующем построении не говорил. Он лишь упомянул:
– Слово сдержал. Солдату подарил ремень как и обещал. Кто такой, с какого подразделения – этого знать не нужно. Ему скоро домой, пускай спокойно едет. Беседу с ним провёл, парень толковый, верю что понял.
Разжиться широким ремнём с двойным рядом отверстий считалось круто. Во второй половине 70-х вошли в моду брюки с широким поясом под размер офицерского ремня. Помнится, мне его подогнал дядя-железнодорожник, когда я ещё учился в школе.