Добрый день и здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня, я решил подвести итоги своего шестимесячного опыта работы в такой замечательной, хех, компании, как VV. На всякий случай должен отметить, что все названия случайны, а совпадения - вымышлены. Надо же как-то обезопасить себя от возможных исков, а то мало ли... Также обещаю не использовать в данном посте вообще никакую рекламу. Только честный разбор плюсов и минусов существующей логистической системы, которые могут быть не очевидны внешнему наблюдателю или управленцу, но хорошо заметны на практике, изнутри. Ну, теперь точно всё - поехали!
В доставку VV я пришел работать в конце весны. Надо сказать, что жил и работал я тогда в Подмосковье, а сама служба доставки делилась на "городскую" и "дальнюю" - ту, которая развозит заказы по окрестным деревням, селам, СНТ и соседним городам, также относящимся к нашему складу. В "дальняк" как раз я и стал работать.
Организована работа службы доставки максимально просто - клиент оформляет покупку, система регистрирует заявку - в рабочем приложении курьера появляется соответствующая метка на карте, заказ попадает в очередь на сборку. Как только сборка завершена статус заказа меняется на "доступный", курьер может прожать кнопку "взять в работу", забрать упакованные пакеты в зоне выдачи и начать доставку. Звучит легко и просто, но, как всегда, дьявол кроется в деталях, а подводные камни конечно есть. Да не просто камни, а целые рифы.
И первым таким рифом является расстояние. Дело в том, что зона покрытия склада довольно обширная, а путь на какой-нибудь удаленный адрес может с легкостью превышать 40, 50, а то и 60 километров. При этом вознаграждение за такой заказ может быть даже ниже стоимости израсходованного бензина - (250-300 рублей, при среднем расходе топлива 500 рублей на 100 км). И это не говоря уже про время, потраченное на столь долгий путь. Впрочем, выход из данной ситуации есть - нужно просто возить по несколько заказов в одну область: тогда соотношение расхода топлива на каждый заказ снижается, а доходность, наоборот, повышается. Таким образом, если взять 10 заказов одновременно и развозить их по пути, то итоговая сумма дохода за такой рейс будет 2500-3000 рублей, а по километражу уложиться можно в 150-200 км (тут уж как повезет - чем кучнее заказы, тем лучше). Но это всё ещё идеальные условия, потому что есть второй фактор: время.
Время всегда работает против курьеров. Там, где работал я, существовало две зоны - доставка за два часа и доставка за четыре. Причем часть этого времени уходит на сборку, которая работает не всегда быстро и своевременно. Значительную часть таймера съедает поиск заказов в зоне выдачи и загрузка машины, это тоже надо помнить и понимать. Но больше всего времени отнимает именно ожидание самих заказов. Как я разбирал выше, чем больше заказов ты везешь одновременно в одну область, тем выгоднее. Более того, есть некая точка безубыточности, когда рейс не принесет денег, но как минимум отобьет стоимость проезда. Для двухчасовой зоны это примерно 2 заказа, для четырехчасовой 2-4. Поэтому, никто не начнет доставку с двумя заказами, даже если они уже собраны и загружены в машину - любой здравомыслящий человек будет ждать появления новых заказов в области его следования. Тут, уважаемые покупатели, поймите меня правильно - люди приходят в доставку не волонтёрить во благо высокого сервиса, а работать, и, следовательно, зарабатывать. Высокий сервис - это, конечно, хорошо, но не когда ты ради этого должен отказаться от зарплаты. Это даже не вопрос жадности, как любят манипулировать кураторы, а банальной рациональности. И если ты всё-таки выберешь немного заработать, и вместо того, чтоб уехать с 3-4 заказами опоздаешь на два адреса, но уедешь с 6-7 - будь готов к вечному нытью от кураторов, какой ты нехороший, жадный, алчный, мелочный, и вообще, надо резать количество заказов и применять разные санкции. Но это не курьеры виноваты в невозможности своевременно выполнить задачу, а система, которая делает эти задачи априори невыполнимыми.
К слову, приехать на склад и сразу набрать заказы тоже не получится. Количество заказов к зиме неуклонно снижается, и столько курьеров, сколько нужно было весной-летом (в основной дачный сезон), более не нужно. Многие ушли сами, но даже из тех, кто остался, образуются очереди. Приехал, записался - полтора-два часа ждёшь в машине, ещё и сжигая топливо, если зимой. Либо на складе, но тогда вечный шум, снование людей и отсутствие хоть какого-то личного пространства не дадут расслабиться. За день, можно успеть сделать 2-3 рейса, больше очень редко.
И вот у нас есть уже четыре важных условия, которые должны совпасть для выгодного рейса: заказы должны, в принципе, быть; они должны быть созданы плюс-минус в одно время; сборка должна успеть собрать и поместить пакеты в зону выдачи; должна быть твоя очередь "набираться". В реальности всё это совпадает редко. Весной-летом действительно, заказов много, дороги свободные, темнеет поздно, машину греть не надо. Покупатели отдыхают на дачах, солнышко, у всех хорошее настроение. По цветущим загородным СНТ кататься приятно. Во всеобщей "запаре" от потока заказов даже кураторы почти не ноют, а курьеры меньше конфликтуют по поводу очередей и распределения заказов - "летней кормушки" хватает всем.
Надо, думаю, сказать пару слов и о коллективе. Честно сказать, я был поражен, что взрослые мужчины готовы ругаться из-за заказа стоимостью 150-200 рублей. Был очень расстроен, когда заметил, как люди "воруют" чужие заказы, опечален, когда узнал, что некоторые специально выбирают себе самый удобный маршрут оставляя неудобные края тем, кто едет за ними. Конечно, такими были не все, но я, привыкший к несколько иному обществу, и несколько иным видам пассивной агрессии и корпоративной ненависти был сильно впечатлён. Я как-то больше привык к конфликтам из принципов, чем к склокам из-за 200 рублей, ради которых человек готов целый спектакль разыграть. Но каждому своё. Пока я работал там, я старался максимально дистанцироваться от всего этого, хорошо выполнять свою работу и не искать высшей справедливости. Однако обстановка была всё равно напряженная. Ощущение вечной спешки, гонки, конкуренции, переживания по поводу отсутствия заказов, либо медленной сборки, стресс при опозданиях или ошибках, вечная "накачка" от кураторов, звонки от заказчиков или из службы поддержки - всё это здорово нагружает психику.
Ну и как же без кураторов! Вообще, я очень образно делю руководителей на два типа. Первые - те, кто старается выслуживаться, держатся за своё место и стараются преследовать исключительно личную выгоду. Второй тип встречается куда реже, но они тоже бывают. Это люди, которые ценят свой отдел и сотрудников, стараются отстаивать их интересы перед начальством, не только контролируют, но и способствуют работе отдела. В случае с кураторами - они играли явно не за команду курьеров. Вместо того, чтобы решить вопрос с правильным распределением временных зон - попытки заставить людей брать меньше заказов (чтоб меньше опаздывать, но и меньше зарабатывать). Их безграмотное стремление сделать красивую статистику без опозданий привело к тому, что сильно раздулся штат курьеров, появились часовые очереди, а опоздания - как были, так и остались. Ведь теперь тем более, зная, что для следующего рейса придется отсидеть огромную очередь курьеры курьеры стали набирать максимальное количество заказов. Даже вопрос с туалетом для сотрудников не смогли решить, а летом требовали замораживать охладительные элементы для термобоксов в своих, домашних морозильниках. Не обошлось и без шантажа - угроз отключением или сокращением. Причем всё это демонстративно, перед другими курьерами в очереди. Максимальное презрение от меня лично. Конечно, если не придавать этому большого значения, работать можно, однако это всё равно не то, что хочется услышать после сложного многочасового рейса. Но может всё дело в нерадивости курьеров совершающих "опоздания"?
И жадность и нерасторопность имеют место, но подавляющее большинство опозданий происходит не по вине курьера. Поэтом, если вы считаете, что сможете работать идеально - я вас разочарую. Где-то клиент не отвечает на телефон, где-то трактор преградил выезд, где-то у покупателя не прошла оплата по карте. Это всё лишние минуты, да и маршрут не подстраивается под удобную линию, зачастую появляются "вилки", где при всем желании можно успеть закрыть вовремя только один адрес. Иногда самые неудобные заказы отправляют на такси - но это тоже не всегда спасает. А заказы с терминальной или наличной формой оплаты могут доставить только штатные курьеры, вообще без каких-либо вариантов. Сами же опоздания формально никак не штрафуются, хоть и считается, что лучше без них. Однако это важный раздражающий психологический фактор, который будет постоянно лишать вас честно заслуженного дофамина. И чем дольше работаешь, тем острее это замечаешь.
Из поощрений для работников у нас имелись бонусы на карту лояльности (в качестве компенсации обедов) и платный туалет. Бонусы начислялись по 175 единиц (1 бонус - 1 рубль) за смену, где период между первым и последнем заказами был более восьми часов (время в очереди, конечно, не учитывается). И да, 175 рублей - ровно столько сейчас стоит обед сотрудника. Ну а второй фишкой нашего фелиала был платный туалет. Точнее так - сотрудники были должны скидываться на уборщицу по 150 рублей в месяц, потому что огромная корпорация VV не могла найти деньги (по всей видимости), чтобы обеспечить чистоту в туалете своего же складского помещения. А может с такой инициативой выступили кураторы - история умалчивает. Многие, принципиально отказывались сдавать деньги и категарически перестали пользоваться туалетом, предпочитая ходить за угол, в уютный закуток рядом с зоной погрузки, где вскоре, как мне кажется, с бетона начнет облезать краска, а от запаха вскоре передохнут все крысы в округе.
За весну и лето у нас было два крупных ДТП с участием курьеров, благо никто не пострадал, но машины надолго ушли в ремонт. За риск никаких доплат, естественно, не было, машины у курьеров свои, бензин ремонт и расходники - за свой счет. Амортизация средств тоже никого не волнует, курьеры должны сами откладывать деньги со своей зарплаты. Все курьеры, к слову - самозанятые, то есть ни ДМС, ни больничных, ни каких-либо других пособий. Плюс лишь в том, что график довольно свободный, но тут в дело вступает лозунг со старого советского плаката "как работал - так и заработал".
Подводя итоги, могу ли я рекомендовать эту работу соискателям? Наверное да, но только в качестве сезонной летней подработки для студентов или для временной занятости. Плюсом также будет стрессоустойчивость, умение не вовлекаться в конфликты и способность не принимать близко к сердцу заунылые речи кураторов, которые вовсе не на твоей стороне в этой баталии. Самое лучшее оружие - деловой подход. Попытаешься "по-человечески войти в положение и помочь" - проиграешь. Ну или, как минимум, пригоришь, прямо, как я сейчас.