Найти в Дзене
Открытая книга

Повесть А. Ткаченко «Судный день» и некоторые мысли по ней

Действительно серьёзные произведения, претендующие на классику, всегда неоднозначны. И зло, и добро, и справедливость с несправедливостью в них больше символы, нежели лица. Здесь нельзя по цвету жилетки определять героя и антигероя, как в индийском кино. Всё сложнее, всё запутаннее, но ведь и интереснее.

Читаю много, читаю жадно, читаю неразборчиво к жанрам и времени написания. Глотаю беллетристику сверхлёгких содержаний и что потяжелее. Встречаются произведения, которые, ещё не уяснив «нра/не нра», дочитываешь до конца. Лишь затем приходят мысли послевкусия.

Закончил читать повесть Анатолия Сергеевича Ткаченко «Судный день». И произведение это очень непростое.

Ткаченко А.С. Душа живая. - М.: Советский писатель, 1984. - 496.
Ткаченко А.С. Душа живая. - М.: Советский писатель, 1984. - 496.

С первых абзацев мой вывод – да это же агитка! Ещё одно сочинение на тему маяковских наставлений Малышу. Каких миллион мелкими монетами. Читаю дальше… нет, я ошибся.

Главный герой Илья Кочкин советский делец. Мошенник высокого полёта – умный, способный, удачливый. Я бы сказал талантливый! «Нержавеющая крыса» в советском обществе. Продолжатель ильфопетровских приключений. Однако в глубине души он тяготится своей нечестностью, противозаконностью. И смысл настоящей жизни видит не в богатствах и авантюрах. В результате доверяется и… проигрывает женщине.

Стоп! А если ещё глубже, женщина понятна и вторична, она вынуждена так поступить. Герой проигрывает самому себе. Что было неизбежно, если поразмыслить.

Образные сцены, которые автор А. Ткаченко умеет. Мелькают лица, и нет здесь ни плохих на все сто, ни хороших. Просто люди. Кто в чём может, в том и живёт. И как может. Мир дельцов со своим романтическим кодексом чести, которого надо придерживаться не везде и не всегда. Мир больших денег, дорогой еды и других атрибутов роскоши. Мир логичный, живой, непротиворечивый.

Главный герой в нём очень успешный. Но он опустошён борьбой с самим собой. По воле случая Илья Кочкин оглядывается назад. А там и гордиться нечем, и держаться не за что, помимо денег. Несоответствие внутреннего и внешнего особенно выпирает в антураже благоденствия.

Илья за почти 30 лет «делецкой» жизни ни разу не побывал на могилах матери, сгоревшей от зажигательной бомбы, и отца, погибшего на фронте. Не узнал, где и как живут бабушка и сестра. Не создал семьи, даже относительно нормальной. И ничего после него не останется совершенно, и может это даже хорошо.

Пустая успешность дельца. Неплодотворная. Которая ничего, помимо денег и суетного недолгого авторитета, не даёт. В чём герой и убеждается.

Повесть написана весьма добротно. Она содержательная, и при желании может служить букварём начинающего мошенника. Яркие, живые и шевелятся изображения людей. Разных, личностей и безвольных, специалистов и серых мышей общества.

Отметил хорошую книжку. Вынес из неё ощутимую пользу и мысли к размышлениям. И заодно от души почесал центр книжных удовольствий.

День прошёл не зря.