Найти тему
PROVIEW

ДОПИНГ В КИБЕРСПОРТЕ, или почему мы всё ещё в Мезозое

В 2015 году киберспортивное сообщество потрясла новость об употреблении психистимуляторов одной из команд, выступавших в Катовице на крупнейшем мейджоре по Counter-Strike - ESL One. В употреблении психостимуляторов сознался один из игроков команды Cloud9, Кори “SEMPHIS” Фризен, сообщивший в послетурнирном интервью, что вся команда находилась под действием аддералла во время выступления на турнире.

Спустя 3 года о повсеместном использовании аддералла заявил Джимми Морено, так же известный как HighDistortion - бывший профессиональный игрок Gears of War. Согласно его заявлению, половина игроков коммьюнити этой дисциплины употребляла психостимулятор. В этом же году один из игроков Team Envy по дисциплине Overwatch, Тимо “Taimou” Кеттунен заявил, что порядка 20 человек, выступающих на главном турнире дисциплины Overwatch League играют под аддераллом. Год назад чемпион мира по Call of Duty, Кайлер “Huke” Гарланд, признался, что он сам использовал аддералл, и в 2020-м году, когда он выиграл на Call of Duty World Championship в составе команды Dallas Empire, он “чувствовал себя неважно”, поскольку был в тот момент на аддералле.

SEMPHIS
SEMPHIS

У вас может возникнуть логичный вопрос: а что плохого в аддералле? Что это вообще такое? Объясняем: аддералл - это комбинированный препарат, сочетающий в себе четыре соли амфетаминов - стимулятор центральной нервной системы. Применение аддералла усиливает ваши когнитивные способности, способствует концентрации внимания, ускоряет вашу реакцию, подавляет чувство усталости и придаёт бодрости. Как вы понимаете, все эти реакции помогают киберспортсменам на важных матчах, когда психологическое давление на пределе, ваше тело не может прийти в себя из-за бессонницы после перелёта, а сами вы играете уже вторую неделю мейджор...

Аддералл находится в списках запрещённых средств для спортсменов и позиционируется как допинг, он запрещён Национальной футбольной лигой Америки (НФЛ), Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА), Национальной легкоатлетической ассоциацией и т.д. Даже медицинские показания к применению этого препарата не всегда дают право спортсмену использовать аддералл, его выписывают строго по рецепту.

Однако, как и в случае многих других запрещённых средств, например, сальбутамола или вентолина, принимаемых больными (в действительности и нет) астмой норвежскими лыжниками, опытный тренер или менеджер команды всё равно сможет добиться терапевтических исключений для своих спортсменов, и в случае аддералла сделать это ещё проще, поскольку его прописывают людям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (ADHD), а его 100% доказуемость является до сих пор не решённой проблемой.

Норвежский спортсмен за применением ингалятора
Норвежский спортсмен за применением ингалятора

О легальности использования ещё одного психостимулятора, также прописываемого больным ADHD - ринталина - шли споры ещё в начале 10-х годов на древних форумах TeamLiquid.net в контексте обсуждения допинга на киберспортивной сцене StarCraft II (80% опрошенных фанатов киберспорта считает, что подобные вещества должны находиться под запретом и квалифицироваться как допинг). Ринталин тоже является психостимулятором и квалифицируется как ингибитор обратного захвата норадреналина и дофамина, а эти нейромедиаторы оказывают непосредственное влияние на когнитивные способности человека и на его устойчивость к стрессу. Как вы понимаете, в киберспорте, в котором ваши когнитивные способности имеют даже больший вес, чем в других перечисленных выше видах спорта, применение подобных средств должно ещё более жёстко контролироваться.

Отдельно стоит вопрос о легальности потреблении таких, казалось бы, безобидных продуктов как кофе. Кофеин был включён в список запрещённых средств WADA, однако после 2004 года его переместили в графу "находится под мониторингом", что означает, что в любой момент его могут снова запретить, но сам факт нахождения кофеина в моче человека не ведёт к его незамедлительной дисквалификации и последующему отстранению от спортивной деятельности. На данный момент допустимый уровень кофеина - 12 мкг/мл. Это порядка 6 чашек эспрессо. Превышение этого лимита уже грозит спортсмену штрафами. Особенно забавно выглядит на этом фоне то, как часто киберспортивные команды рекламируют различные энергетики, типа Red Bull'a, хотя содержание в нём кофеина достаточно высоко. И это относится не только к миру киберспорта. Хикара Накамура, напряжённо вглядывающийся в шахматную доску с баночкой энергетика на столе, выглядит достаточно иронично, как для спорта, в котором любой допинг, влияющий на интеллектуальные способности человека, традиционно контролировался крайне жёстко. То же можно сказать и про "шахматы 21 века" в лице киберспортивной дисциплины StarCraft - индивидуальной стратеги, игроков высочайшего уровня которой - Nerchio и Reynor'a - спонсировал и продолжает спонсировать Red Bull.

Быть или не быть?
Быть или не быть?

В итоге, что мы имеем? Прецеденты применения киберспортсменами стимулирующих когнитивные способности средств (НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА!!!) и... до сих пор невзрачную реакцию от организаторов турниров. ESL, очевидно, была вынуждена отреагировать на произошедший в 2015 году с SEMPHIS'ом инцидент. Она ввела выборочные допинговые тесты у спортсменов в преддверии LAN-соревнований по Counter-Strike Global Offensive. НО тут киберспортивное сообщество столкнулись с ещё одной проблемой, возможно, самой тяжёлой и нерешаемой в принципе.

Киберспорт - это не монополизированный различными спортивными организациями бизнес. У нас нет НХЛ или НБА, которые курировали бы абсолютное большинство турниров и имели бы возможность обложить всех спортсменов одинаковыми правилами участия в турнирах и соблюдения допинг-контроля. Вместо этого у нас есть огромное количество турнирных операторов, частенько не поддерживаемых самими игровыми издателеми, и не имеющих крупных спонсоров, а допинг-тесты, ко всему прочему, ещё и достаточно дорогое удовольствие. Полноценная инфраструктура проверки допинга за год может составлять до $40.000. Более того, киберспорт, как лоскутное одеяло, состоит из очень большого количества различных дисциплин, отличающихся друг от друга даже в вопросе проведения турниров. По этой причине создание единого свода правил или единой системы проведения турниров по киберспорту пока что остаётся недостижимой мечтой. Взаимодействия инвестор-издатель-турнирный оператор крайне запутаны.

Лиги от букмекеров - ещё одна теневая сторона киберспорта...
Лиги от букмекеров - ещё одна теневая сторона киберспорта...

Однако мы не можем не рассказать вам про первую серьёзную попытку создать в киберспорте организацию наподобие WADA - ESIC, или Esports Integrity Commission (расшифровка соответсвует официальному сайту, не спрашивайте нас про правильное написание слова киберспорт peka-peka). Некоммерческая организация ESIC возникла в 2016 году и с самого начала стала позиционировать себя как главный защитник честного киберспорта. Принципы у организации всецело соответсвуют спортивному духу:

  • Честность и уважение.
  • Справедливый процесс.
  • Внедрение, обучение и обеспечение соблюдения кодексов.
  • Признание санкций (по отношению к лицам вне ESIC).
  • Обмен информацией.
  • Конфиденциальность.
-5

Однако соблюдаются ли все эти принципы? Вопрос хороший. Во-первых, ESIC могут обеспечить честность только тех соревнований, турнирные операторы которых САМИ желают этого. То есть без разрешения со стороны оператора ESIC не могут судить соревнования. Во-вторых, ESIC банят направо и налево, за 6 лет функционирования были забанены целые команды и именитые игроки вроде тренера команды FaZe Clan - RobbaN'a, но при этом далеко не всегда доказательная база у ESIC присутствует. Например, совсем недавно за использование тренерского бага был забанен тренер команды Team Spirit, и этот прецедент вызвал бурю обсуждений в киберспортивном сообществе. Вместо лишних слов приложим два официальных обращения со стороны самой команды.

-6
-7

С каждым годом киберспорт приобретает всё большую популярность. Казалось бы, позади уже 25 лет истории, а впереди ещё более светлые перспективы. В 2021 году общая выручка киберспорта на мировом рынке составила более 1-го миллиарда долларов, по прогнозам за несколько лет эта сумма увеличится в несколько раз и киберспорт сможет конкурировать по финансовым показателям уже с хоккеем. Однако за всё это время, несмотря на фантастические темпы роста популярности, зрительских просмотров и финансовых инвестиций, киберспорт так и не обзавёлся каким-то единым сводом правил, в которые, безусловно, должны входить и антидопинговые правила. Да даже в рамках одной из множества дисциплин киберспорта у нас нет этих правил. В отличие от WADA, ESIC контролируют лишь то, что им разрешают контролировать, так ещё и не вызывают доверие у спортсменов. Имеет ли право киберспортивное сообщество заявлять о своей причастности к спортивному миру, если мы до сих пор не занялись всерьёз этой проблемой?

Пишите в комментариях, что вы думаете по поднятой нами сегодня проблеме, и подписывайтесь а наш канал, если вы ещё этого не сделали!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц