«В каком бы направлении нам еще поразвивать систему образования?» — задумались в Минпросе и … решили податься в кинопедагогику. Слышали про такое направление?
В конце ноября в Москве прошла Международная конференция по кинопедагогике. Говорили о создании общенациональной системы по использованию кино и медиа на всех уровнях образования. И в поле зрения чиновников тут же попали школы.
Один из экспертов, выступавших на конференции — заместитель министра просвещения Александр Бугаев подчеркнул важность доминирования видеоматериала на уроке:
— Кстати, говоря о кинопедагогике, на мой взгляд, и мы сейчас вместе с Институтом развития интернета над этим работаем, в составной части уроков значительная часть должна отводиться видеоматериалам, а в большей степени еще и во внеурочной деятельности.
Надо сказать, что к педагогике замминистра имеет отдаленное отношение — сам он окончил агроинженерный университет. Хотя старшим преподавателем на кафедре ремонта и надежности машин все же работал.
— Великие специалисты, ни разу не работавшие с детьми, много лет рулят в образовании и весьма успешно. Успешно для себя любимых. Как же эти чинуши надоели со своими бредовыми идеями!
— Первый шаг к тому, чтобы вообще убрать учителей из школы?
— Так вот откуда ветер дует... Сегодня всем коллективом прошли оценку цифровых компетенций. Что-то страшно становится за будущее профессии.
— Я в целом за появление качественных учебных видеоматериалов и компьютерных технологий в образовании. Но только как помощь учителю. А любые попытки вытеснить учителя технологиями должны пресекаться.
— Дадут детям на уроке посмотреть видео с лекцией, а потом проведут тестирование на компьютере. А кто не понял материал — это их проблемы. Зато чиновники отчитаются, что обучение проводится, и учителю платить не надо. Еще и за экономию премию получат.
— У меня с каждым днем усиливается желание бросить работу. Не хочу, чтобы за меня расписывали каждый мой урок. Не хочу поводырей. Не хочу бесконечных экспериментов над детьми и над учителями. Хочу куда-нибудь, куда меньше заглядывают реформаторы.
— Ребенку на уроке нужно живое слово учителя, интерес с двух сторон к процессу обучения. Сейчас так не делают. Сейчас обучающийся сам себя обучает — по своей индивидуальной траектории.
— У нас на основную школу всего 2 проектора… И поэтому мы не переживаем совсем.
— Учитель сам разберётся, как ему сделать урок интересным. Использовать видео или презентации. Министерство вообще знает, что учителя давно используют видео уроки? Лучше бы занялись единым программами, нормальными учебниками и ещё кучей проблем.
— В детстве на уроках с использованием кино мы всегда вытаскивали семечки и тихонько щелкали как в кинозале и пластинки терпеть не могли. Очень любили, когда учительница сама читала или рассказывала о чем-то. До сих пор помню, как учительница по литературе рассказывала о Чехове. Так увлекательно, так живо !
— В принципе кинопедагогика — идея не новая и вполне интересная. Учитывая тот факт, что у современных детей так называемое «клиповое мышление», освоение материала через видео у них происходит гораздо быстрее, чем через вербальное восприятие или через чтение. У нас в школе такую методику учителя по собственной инициативе давно применяют. Наверное, и не плохо, что разработают единую систему. Другой вопрос, какого качества и в каком объеме.
— Клиповое мышление — посмотрел и через минуту забыл. А вот слова учителя в памяти долго сохраняются. Если ученик слушает, конечно.
— Эти деятели из Минпроса упорно создают во мне ощущение моей неполноценности как учителя. Они почему-то убеждены, что некий дядя или тетя из столицы лучше объяснит моим ученикам предмет, нежели я, имея многолетний опыт работы. Не понимаю, почему я должна на своих уроках включать какие-то видеоматериалы.
— Минпрос не хочет и не может заниматься реальной школой, решать ее проблемы, улучшать школьное образование. Зато отлично справляется с имитацией деятельности. Все смотрят ролик и всё! Мало они смотрят роликов вне школы! Интересно, когда всерьёз займутся Минпросом? Как долго можно разваливать школу?
— Так хочется, чтобы вот таких «реформаторов», как Кравцов и его заместители, отправили в школу вести уроки.
— Пусть сначала разберутся с едиными учебниками и программами, а затем уже к ним разрабатывают видеоматериал. Все надо делать последовательно!
— То возмущались, если проектор работал 5-7 минут, теперь ...нате вам! Не знают уже, что придумать, как еще показать якобы свою значимость в учебном процессе. Как в сказке Гаршина про лягушку — «это я, я придумала!»
— Вообще-то есть хорошие видеоматериалы. Очень наглядно и интересно. Но есть и неудачные. Пусть создают выверенную библиотеку, так как можно встретить фильмы с ошибками. Только противно, когда вышестоящие идиоты дают указания учителям. Мы сами должны решать, как и что использовать.
— Норм тема. Это-ж какая экономия учителей получится! Да они же вообще не нужны станут! Кроме одного, который роликов назаписывает (его потом тоже уволим). Придет охранник Вася, включит мелким неучам видеоурок и вуаля!
— Как мать — против. У ребенка есть проблемы со зрением, врачом рекомендовано ограничение всяких кино, гаджетов, что с электронными дневниками сложно сделать. А тут еще и уроки с не всегда идеальными экранами и качеством видеоряда.
— Пробовал! Крайне слабый эффект. Прямого общения с учителем никто и ничего не заменит (никакой видеоматериал). Есть, конечно, темы, где он очень помогает. Но не более. Так что, как я вижу, подобное предложение малоэффективно. Я — учитель физики. И показать в видеоматериале опыт — как-то не очень. А вот прямой эксперимент, да ещё с прямым участием ребят — это уже совершенно другой эффект!
— Скоро дети совсем разговаривать разучатся. Сначала вводили опрос в тестовой форме, теперь, оказывается, доминировать должно видео. А когда ученики будут развивать речь?
— Учителям и детям от их таких проектов не легче, и качество образования вряд ли повысится. Техника-то в большинстве школ России «на грани фантастики».
— А качественные видеоматериалы? Кто их разработает? Я некоторые смотрела — караул. При этом только ленивый не учит учителей, как учить детей. Лицо этого агрария говорит само за себя.
Что вы думаете о новом предложении Минпроса — доминировании видеоматериалов на уроках? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Поддержите наш канал подпиской, чтобы не пропустить новые публикации, быть в курсе последних трендов в сфере образования и понимать реакцию на них педагогов и родителей.
Вам будут интересны публикации: