Кирпич — один из традиционных строительных материалов, который всегда ассоциируется с исторической архитектурой. В модернизме кирпич также сыграл большую роль, выступая главным материалом в проектах архитекторов.
В XX веке во время промышленной революции и появления в строительстве новых материалов — стали и железобетона, кирпич остается одним из главных стройматериалов и плавно переходит из модерна в советский конструктивизм.
Сами формы зданий упрощаются, наступает эра функционализма. В 1920-е годы уже нет циклопических псевдоантичных сооружений, наподобие корпусов ткацкой фабрики в Вичуге. При этом появляются новые выразительные приемы, которые позволяют кирпичу приспособиться к эстетике времени — рельефная кладка, сочетание разноразмерных окон, угловые балконы, округлые элементы и др.
Примерами могут послужить дома в Иванове И. Голосова и Д. Фридмана, семиэтажный дом-коммуна в Смоленске, круглый дом-коммуна в Таганроге из серого силикатного кирпича, который входит в моду в 1930-е гг.
Один из самых прогрессивных архитекторов своего времени К. Мельников сочетает кирпичную кладку со штукатуркой, вводя ее в композицию фасада, наряду с текстом (Бахметьевский гараж) или большими остекленными проемами (Новорязанский гараж).
Конструктивистская архитектура заканчивается в конце 1930-х, а следующий виток модернизма начинается после войны.
Возвращение кирпича в архитектуру происходит на волне шквала критики ультра-модернистского подхода к зданиям, холодности и стерильности чистых форм, где нет ни цвета, ни текстуры, где ничего нельзя менять. И здесь на помощь архитекторам приходит кирпич — традиционный и естественный материал. Именно за счет кирпичных поверхностей получилось сделать фактуру более разнообразной.
Так, обладая очень узкой палитрой доступных материалов, советские архитекторы-модернисты создавали красивые проекты. Например, комплекс МИЭТ в Зеленограде (арх. Ф. Новиков, Г. Саевич). Здесь в качестве стеклянной поверхности архитекторы вводят т.н. интернациональный модуль – вертикальное остекление, закрывающее межэтажные перекрытия, но сочетают его с кирпичной стеной.
Огромную роль кирпичный элемент играет в классическом примере – ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Ленинграде, где вся композиция здания наподобие замкового камня.
В 1970-80-е гг. встречаются примеры общественных зданий из типовых бетонных панелей, где кирпич выступает элементом, который добавляет уникальность проекту.
В конце 1980-х на волне критики панельной архитектуры, появляется мода на кооперативные кирпичные жилые дома с угловыми балконами, круглыми окнами и другими элементами постмодерна.
Особое место в истории советской архитектуры занимает брутализм, и его икона – Палеонтологический музей в Москве (арх. Ю. Платонов), где раскрылись богатые пластические возможности кирпича. Еще одни впечатляющие проекты — это здание Театра на Таганке и гостиница в Переславле-Залесском, построенная к московской олимпиаде.
Сегодня кирпич — это сочетание прошлого, настоящего и будущего. Его исторический опыт в культуре огромен, а возможности для создания неповторимого архитектурного шедевра безграничны!