Найти тему
Записки не краеведа

Из жизни станицы Гниловской

Вот уже несколько лет, как наши станичники ведут упорную борьбу с крестьянами села Койсуг за право владения частью луга, расположенного на левой стороне Дона. Во время раздела на паи травы на старом лугу, пререкания из-за границ владения нередко принимали острый характер и оканчивались рукопашными схватками; в одной из таких стычек едва не поплатился жизнью даже один из бывших станичных атаманов. Споры эти побудили областную администрацию командировать землемера, и последний, года два тому назад, восстановил затерявшуюся межу и нанёс её на план владений станицы Гниловской.
Казалось бы, что после проведения межи спор должен бы прекратиться; но койсугцы остались недовольны установлением границ владений и решили не уступать гниловчанам спорной полосы. Гниловчане в свою очередь не поступаются в этом споре, и дело это теперь поставлено таким образом, что право владения травой на спорном участке остаётся за той из спорящих сторон, которая раньше успеет выкосить её. Так как станичники обыкновенно не пользуются сами травяными пайками, а продают их другим лицам, большей частью иногородним, то трава на спорной полосе и поступает в пользу койсугцев.

Ежегодно окружной администрации приходится на месте улаживать пререкания гниловчан с койсугцами из-за этой межи и, вероятно, долго ещё придётся ей действовать на этом направлении, так как стоит лишь удалиться командированному чиновнику с места спора, как между противниками затеваются вновь пререкания. Единственным средством к прекращению этого спора может служить только обращение к суду, и станичники хотели бы давно поступить таким образом, но, по неимению на руках плана своих владений, не могут этого сделать. Указанный же план находится где то на утверждении и когда будет выслан обществу – неизвестно.

Не менее волнует станичников и разрешение вопроса о праве владения Екатерининской железной дорогой 25 биржевыми местами, принадлежащими станичному обществу. Обстоятельства этого довольно интересного дела таковы.
В 1849 году, по ходатайству войскового начальства, в интересах развития в донском крае торговли и промышленности и предоставления войсковым жителям возможности иметь складочные магазины на своей земле за выгодную цену, Высочайше повелено было учредить в юрту Гниловской станицы, по изъявленному на то согласию общества последней по обеим берегам Дона, начиная от ручья Темерника, торговую пристань для постройки частных магазинов и других торговых заведений, с тем, чтобы места на бирже отводились с разрешения войскового правления исключительно лицам казачьего сословия, с определением ежегодной платы по 5 рублей за каждое место в доход Гниловского станичного общества.
Согласно этому распоряжению войсковым начальством оба берега Дона были разбиты на 83 места. Из 39 биржевых мест, расположенных по правой стороне реки, часть мест была роздана войсковым правлением в 1851 году частным лицам, с непременным условием возвести на этих местах в трёхлетний срок торговые помещения, а часть осталась свободной.
В 1868 году из числа мест, оставшихся свободными, по Высочайше утверждённому положению военного совета, четыре места отведены были Волго-Донскому обществу пароходства для устройства на них пристани, магазинов и других сооружений на тех же условиях, как и лицам казачьего сословия. В том же 1868 году по ходатайству управления строящейся тогда курско-харьковско-азовской железной дороги, войсковое правление, основываясь на невыполнении частными лицами условий по аренде мест на гниловской пристани и принимая во внимание, что цель развития торговли и промышленности в донском крае вполне достигается устройством на Гниловской пристани железнодорожной станции второго класса и другими сооружениями предположенными к постройке дорогой, - вошло в военное министерство с представлением об уступке в пользу дороги 25 биржевых мест правого берега Дона.

Станица Гниловская. Фото https://pastvu.com
Станица Гниловская. Фото https://pastvu.com

Ходатайство войскового правления было удовлетворено, и 25 мест в 1869 году были предоставлены, несмотря на протест общества станицы, в исключительное пользование учредителя общества по сооружению курско-харьковско-азовской железной дороги, с ежегодной платой по 5 рублей за каждое место в пользу станицы.
В 1872 году вся торговая пристань, по Высочайше утверждённому положению военного совета, была передана в непосредственное заведывание общества станицы, и ему предоставлено было право под контролем областного правления повышать арендную плату биржевых мест. Общество станицы тотчас же отдало Волго-Донскому обществу занятые последним четыре биржевых места в аренду с новой платой по 100 рублей, вместо пяти, за каждое, а относительно железной дороги возбудило ходатайство об отобрании от неё свободных от сооружений частей биржевых мест в пользу общества.
Военное министерство, рассмотрев это ходатайство, предложило обществу войти в соглашение с правлением железной дороги или по пользованию биржевыми местами на новых условиях, или же на добровольное отчуждение. Но соглашений между обществом станицы и железной дорогой никаких не состоялось, вследствие отказа в том со стороны железной дороги. Тогда станичное общество вновь через поверенного, в виду передачи в казну курско-харьковско-азовской железной дороги, предъявило к железной дороге претензию и просило управление казённых железных дорог об удовлетворении станичного общества или путём увеличения платы до 100 рублей в год за каждый номер места, или же путём отчуждения этих мест по надлежащей оценке в полную собственность дороги.

Но и это ходатайство было отклонено в виду того, что означенные места были предоставлены в исключительное пользование учредителя дороги Полякова и что в 1868 году министру путей сообщения Высочайше повелено было сделать все нужные распоряжения к отчуждению частных земель и имуществ, требующихся под устройство курско-харьковско-азовской железной дороги, и вознаградить владельцев за отчуждённую от них собственность, на точном основании существующих на этот счёт узаконений. Несмотря на отказ, общество всё-таки не потеряло надежды получить удовлетворение своим исконным требованиям и в настоящем году обратилось с просьбой по этому же делу к генерал-лейтенанту Маслаковцу, причём общество выяснило в этой просьбе, что обещанные управлением курско-харьковско-азовской дороги капитальные сооружения: станция второго класса, торговая пристань, три съезда, четыре благоустроенных спуска с горы к реке, мощная насыпь с тумбами для причала судов и другое – не устроены и что свободные от сооружений части мест, за отсутствием в них нужды для самой дороги, отдаются ей в аренду частным лицам за плату высшую против той, которая вносится дорогой в доход станичного общества. Чем увенчается ходатайство станичников, покажет будущее, пока же со стороны железной дороги не сделано ровно ничего для урегулирования своих отношений к станице, если, конечно, не считать командировки нынешним летом с её стороны землемера с возложением на него обязанности привести в гласность количество занятой станцией «Ростов-Аксайский» земли. Но командировка эта, кстати сказать, не закончилась ничем, кроме затрат по вызову со стороны гниловского общества из Новочеркасска землемера господина Решетовского.

Небезынтересным в деле отношений железной дороги к жителям станицы является и следующий факт. Полотно железной дороги, как известно, тянется на семивёрстном расстоянии почти по самой середине станицы, между казачьих жилищ. Однако, при постройке на это обстоятельство мало было обращено внимания, и большинство казачьих имуществ, расположенных около самого полотна, частью в районе полосы отчуждения, остались на самом деле не отчуждёнными.
Такое положение дела привело к тому, что стоит лишь казаку приступить к постройке нового здания или ремонту уже существующего, как на него уже готов протокол, и невольный нарушитель железнодорожных правил, смотря по обстоятельствам дела, или приговаривается к штрафу или в худшем случае к аресту и сломке возведённой постройки. Много было по этому случаю со стороны казаков жалоб, но положительных результатов пока ещё эти жалобы не возымели.

Газета «Донская речь» № 207 от 9 августа 1899 года.

Навигатор Ростовский округ