Держу в руках бляху от кожаного поясного ремня рядового и старшинского состава ВМФ. Вытащил ее из потасканного пакета со всякой всячиной на питерской барахолке.
Мой родной курсантский ремень, который вместе со мной прошёл пятилетний курсантский путь и был оставлен на память в родительском доме, со временем где-то затерялся…
Зато теперь бляха есть.
Оказывается, это латунное сокровище – образца 1925 года, определенного приказом РевВоенСовета СССР от 6 января 1925 г. №6.
Ремень под неё по документам изготавливался из черной глянцевой кожи длиной в 1040, шириной в 45 и толщиной в два с половиной миллиметра.
При первоначальном введении пряжки она была только медная (латунная). Затем, аналогичным приказом от 21 февраля 1925 г. №206 для плавчастей ВМФ их определили выдавать желтого цвета (полированные), а для остальных — белого - стальные высеребрённые гальваническим путем или горячим оцинкованием.
Имела она прямоугольную форму с изображением морского якоря, на который наложена пятиконечная звезда с серпом и молотом, такая же, как и та, что сейчас находится в моих руках.
Поскольку пряжки изготавливались многими производителями, знатоки утверждают, что существует их не менее 50 разновидностей довоенного выпуска и около 10 – произведенных в годы войны. О послевоенных годах уж не говорим, но ценность у коллекционеров современных блях с теми несоизмерима.
С 24 сентября 1943 года, согласно приказу Народного Комиссара Обороны СССР №287 от 21.09.1943 г., чёрные кожаные ремни с латунной бляхой с якорем начали носить и воспитанники Нахимовского и иных военных училищ. Предполагаю, что только вот размеры их блях изменились: уменьшились почти в полтора раза.
Флотская ременная пряжка была предметом особой гордости каждого курсанта. Особо ценились бляхи старого, довоенного или военного образца. Где их находили - непонятно. Могу предположить, что представители флотских офицерских династий на старших курсах могли носить отцовские или ещё дедовские, а потом при производстве в офицеры впопыхах сдавать их баталерам на ремнях вместе со всей остальной курсантский формой.
По крайней мере, я как-то у пожилой баталерши нашего курса видел целую коробку со сданными выпускниками бывшими в употреблении латунными бляхами с разных формами якорей и звёзд на них.
Ещё существовала традиция, когда выпускник, переодеваясь в лейтенантскую форму, дарил курсантам младших курсов то ремень, то фуражку, то шитые брюки, забирая взамен и сдавая баталеру его уставные вещи. И так тоже поддерживалась преемственность поколений!
Бляхи были из разного материала. Выдавались стальные, покрытые сверху латунью. Они полировались с трудом.
А вот так называемые медные, а на самом деле – латунные, - полировались легко, доводились до зеркального блеска без особого труда, блестели ярко и притягивали взгляды окружающих.
Для повседневной чистки и полировки пряжек использовали кусочки шерстяного флотского сукна или портяночный материал, который всегда для этих целей у баталеров был в изобилии.
На лоскут наносили пасту «ГОИ» или «Асидол», приобретённый в училищном военторговском магазине в виде небольшого пластикового тюбика. Там же можно было купить специальную маленькую щеточку на деревянной основе, которая по размеру легло умещалась на ладони.
Приводили в порядок бляхи ежедневно перед утренним осмотром, за замечание на котором можно было лишиться очередного увольнения или схлопотать внеочередной наряд на службу.
С отдельной старательностью их «драили» перед увольнением в город.
Судя по всему, пряжки выпускались как для правшей (и их было абсолютное большинство), так и для левшей (большая редкость во все времена). Иначе объяснить наличие креплений под ремень на некоторых бляхах с правой стороны, если смотреть на внутреннюю часть пряжки, не получается.
Из переписки с сослуживцами выяснилось, что назывались они «бляхами с левой резьбой» и ценились...
На некоторых пряжках на язычке-креплении было выбито клеймо. Причем, это могла быть буква (как «М» в кружочке на моей бляхе в верхней части статьи), слово, несколько слов или символ.
По смыслу выходит, что так обозначался производитель. Предполагаю, что «М» - типовое обозначение Московского монетного двора, А почему бы и нет? Ведь материал, из которого изготовлены такие бляхи, вполне похож на тот, из которого в советское время делали разменные монеты в 1, 3 и 5 копеек (с 1961 по 1991 годы эти монеты чеканились из латуни)...
У коллекционеров даже Киевские бляхи встречаются.
Некоторые особо рукастые специалисты пытались бляхи модернизировать: сделать их поуже, потому что считалось, что в годы войны они были именно такими.
Для чего-то некоторые пытались затереть изображение серпа и молота внутри звёзды, наверное, пытаясь добиться сходства с ещё одной разновидностью блях былых времён.
Но на строевой смотр или на развод наряда с такой бляхой ходить было нельзя – зоркий взгляд проверяющего или дежурного выхватил бы ее из общего строя ещё издалека. Тогда неприятностей было не избежать.
Ещё особым шиком считалось сточить боковые грани бляхи до определенной остроты. Тогда ей можно было и колбасу поделить на кусочки, и в целях самообороны использовать, если что…
Кожа самого ремня была прочной, «нулёвый», то есть новый ремень был жестким, но при носке размягчался. Крепкая была вещь, порвать его было практически невозможно, да и резался он при необходимости с трудом. Черная краска ремня со временем в определенных местах могла стираться, но на это никто не обращал внимания и не пытался потертости закрасить. Наоборот, слегка потёртый придавал курсанту или моряку вид «бывалости»...
Про то, как моряки пользуются ремнём и бляхой в ближнем бою, ходили легенды. Ещё на первом году обучения каждый курсант путем долгих тренировок приобретал умение одним движением намотать свободный конец ремня на руку, чтобы использовать его для хлестких ударов противника другим концом с бляхой.
Но, насколько я помню, никому это умение в реальной жизни не пригодилось…
Это же ритуальное лихое наматывания ремня на ударную руку частенько демонстрировали гражданским лицам матросы срочной службы и курсанты УКОППа - будущие мичмана.
На гражданских в предмордобойной ситуации это зрелище неизменно производило неизгладимое впечатление и довольно резво остужало их нетрезвые, ищущие приключений, головы и другие части тела.
Но в реальной драке, которые иногда случались, военно-морские курсанты с матросами и будущими мичманами про свои ремни напрочь забывали и справлялись и с помощью кулаков. Просто в силу того, что к тому моменту, как имели возможность или могли позволить себе участие в уличной драке без явной угрозы отчисления из училища, были старше по возрасту, да и регулярные занятия физподготовкой, включая практику рукопашного боя, давали себя знать. Хотя, конечно, всякое бывало и напрямую зависело от соотношения участвующих в конфликте сил.
С помощью бляхи при наличии минимальных навыков легко открывались пивные и лимонадные бутылки.
Ремень можно было использовать при переноске отдельных вещей – стопки книг , например, или стопки длинных предметов, досок, если переносились двумя людьми.
С помощью ремня можно было передвинуть с места на место потерявшего способность самостоятельно передвигаться по той или иной причине товарища.
Можно было связать руки или ноги, но такое быстрее увидишь в кино, чем в реальной жизни.
В мемуарной литературе описаны моменты, когда краснофлотцы в годы Великой Отечественной войны с помощью своих ремней связывали между собой противотанковые гранаты примерно таким же образом, как на картине Дайнеко «Оборона Севастополя»...
С флотским ремнём связаны и некоторые негативные традиции.
В период службы на кораблях и подводных лодках, слышал, что им старослужащие то ли «воспитывали», то ли производили некие «ритуальные» действия в отношении молодых матросов, даже где-то читал об отпечатках на тыльной части тела, той, что ниже пояса, синяков в виде якорей.
Но по результатам телесных осмотров молодого пополнения - ежедневных командирами подразделений и еженедельных медиками перед помывкой в бане, - там, где я служил, ни разу такого не отмечалось.
У каждого времени свои легенды, традиции, мифы. И положительной, и отрицательной направленности – никуда не денешься…
А что ещё интересного вы знаете о флотском ремне и флотской бляхе?
Предлагаю обсудить.
Протрактор.
-
Дорогие читатели! Ваши подписки, лайки и комментарии помогают нашему каналу!