В Петрозаводске прошёл форум «Консолидация гражданских сил в решении общественно значимых задач».
Форум считался двухдневным, но основные мероприятия прошли вчера, 2 декабря. На пленарном заседании дана была общая характеристика состоянию гражданского секатора Карелии, речь велась о некоммерческих общественных организациях республики. Оценки в целом хорошие. Но тут важно заметить другое: государство делает многое, чтобы в Карелии развивалась и разнообразилась по видам деятельности гражданская активность. Прозвучало, если в 2021 г. некоммерческие общественные организации Карелии получили - выиграли, правильнее сказать - более 80 миллионов рублей на реализацию своих 63 проектов, то в этом году сумма губернаторских грантов выросла уже до сто миллионов рублей. А каждый такой проект - это большая социальная работы гражданских активистов на благо жителей Карелии.
Во второй половине дня участники форума разошлись по тематическим площадкам. Я пошёл на ту, где заявлена была сложная, на мой взгляд, тема: как работать с подрастающим поколением, чтобы молодые люди росли патриотами? События последнего полугодия, связанные со специальной военной операцией России на Украине, когда нашей стране потребовалось объявлять пусть частичную, но мобилизацию военнослужащих, чтобы усилить личным составом воюющую армию, наткнулись на явное нежелание довольно большой группы населения мужского пола откликнуться на призыв и послужить России (на поле боя). Сотни тысяч молодых мужчин рвануло в ближайшее зарубежье, прячась от военкоматовских повесток с призывом в Российскую армию. И это было преимущественно то поколение, которое выросло уже в постсоветские годы. Так что разговор о патриотическом воспитании более чем востребован сейчас.
Заседание растянулось на пару часов и по очереди друг за другом выступили руководители различных молодёжных организаций республики. Правильнее сказать, проинформировали о своей деятельности руководители региональных отделений федеральных организаций. Какие-то только ещё создаются, как например, Российское движение детей и молодёжи (у организации пока нет даже наименования), какие-то уже с собственной историей, как Российские студенческие отряды, или давно уже находящееся на слуху военно-патриотическое движение «Юнармия».
Равнение на правофлангового
В последние несколько лет число молодёжных и детских организаций довольно заметно множится. И, кажется, скоро начнётся конкуренция между ними за членскую базу. Скажем, вот уже как шесть лет существует движение «Юнармия», создано которое было в 2015 году. Школьники в форме песочного цвета примелькались на торжественных государственных мероприятиях. Организация застолбила своё место в общественной жизни. И тут создаётся похожее по задачам новое общественное объединение – «Российское движение детей и молодёжи» (не исключено, ему присвоят имя первого в мире советского космонавта Юрия Гагарина). Неформальным лидером «Юнармии» считается министр обороны России Сергей Шойгу. А движение «гагаринцев» возглавил президент России Владимир Путин, уже давший согласие на руководство наблюдательным советом Всероссийским движением детей и молодежи.
И потому, не сложно догадаться, что «гагаринцы» Путина станут основной детско-молодёжной организацией России. Тут всё выстраивается по вертикали: если Путин возглавил всероссийский наблюдательный совет движения, то главы регионов станут руководителями таких же наблюдательных советов в республиках и областях. Губернатор Карелии Парфенчиков к этим обязанностям уже приступил, пока неформально, естественно.
На заседании тематической площадки региональное движение «гагаринцев» представлял его председатель Владимир Максимкин, рассказавший о процессе учреждения организации. В Москве 17-21 декабря состоится учредительный съезд нового движения, среди 1068 делегатов которого 16 человек будут представлять Карелию. А так как движение внутренне сложно организованное, то в нём намечается как минимум два, а то и три возрастных подразделения. Поскольку возраст участников движения от 7 до 18 лет, то их и разделят по возрастам (как это произойдёт, то сейчас решается). Логично предположить, что перестанет существовать нынешнее «Российское движение школьников», которое без осложнений вольётся в движение «гагаринцев». Не исключено, что и «Юнармию» встроят сюда же. Хотя это лишь моё предположение. Надо будет найти место и для такой организации как «Орлята России» (честно говоря, и не знал, что Минпросвещения России ведёт такой проект для школьников младшего возраста).
В общем, большие организационно-структурные перемены должны произойти. А крышей для всех ныне действующих детских и молодёжных организаций как раз и станет Российское движение детей и молодёжи. О том что дело это решённое свидетельствует направление финансовых потоков. Президент В. Путин поручил выделять ежегодно новой организации по 21,35 млрд рублей из федерального бюджета.
Советники по воспитанию
В России полностью поменялась концепция школьного образования. Если раньше школа оказывала образовательные услуги (предметным обучением занималась), не концентрируясь на воспитании школьника (странно это звучит, но такой была государственная установка), то теперь воспитательный процесс становится также важным, как собственно и получение предметных знаний. Школа ориентируется на воспитание гражданина и патриота своей Родины. С этой целью вводится в педагогический коллектив новый специалист – советник директора по воспитательной работе. Об этом довольно детально рассказывал Иван Подгорный, представляющий такое подразделение как «Российский детско-юношеский центр».
В школах Карелии уже аккредитованы 134 советника по воспитанию (не во всех школах введены такие штатные единицы, в 62-х нет их). И тут тоже возникает коллизия. Дело в том, что в школах уже работают заместители директоров по воспитательной работе, плюс имеются ещё ряд специалистов (не предметников), нацеленных на воспитательную работу. Не возникнет ли переизбытка «воспитателей»? И. Подгорный считает что нет, поскольку советники директоров по воспитательной работе будут нацелены на взаимодействие с внешней средой, в том числе вовлекая в процесс воспитания общественные организации. Как он несколько пафосно выразился, стоит задача открыть двери школы для НКО.
На этот счёт сразу возник спор, так как председатель военно-исторического общества Александр Федосов, участвовавший в работе заседания, тут же заметил, что попасть в школу, чтобы рассказать детям о славной военной истории России, крайне затруднительно, потому что директора не пускают, требуя от общественников наличия педагогического образования и сертификата на образовательный вид деятельности. Произошедший обмен репликами ничуть ситуацию не прояснил. Так что возможно, если раньше только директор не впускал Федосова в школу с его рассказами о военной реконструкции, то теперь к нему добавится ещё и советник директора по воспитательной работе. «Заградительный отряд» усилится. Подгорный с этим не согласился, настаивая, что с другой целью формируется новая структура школьного воспитания.
Патриотами не рождаются
Следующие три выступления были не менее интересны. Из рассказанного Ксенией Устиновой («Российские студенческие отряды») самым любопытным мне показалось её представление проекта «Онежский десант». Это когда студенты на пару недель в января-февраля отправляются в волонтёрский поход в какой-то населённый пункт Карелии, занимаясь здесь самой широкой общественно полезной деятельностью. Оказывают социальную помощь нуждающимся жителям (как правило, пенсионерам), концерты проводят, различные обучающие курсы для желающих ведут и проч. Причём набор в такие студенческие десанты ведётся по всей стране. Понятно, костяк студенческого актива - он республиканский, но какая-то часть волонтёров набирается и из вузов самых разных регионов России. Оказывается, даже конкурсный отбор существует, столько желающих приехать в Карелию (а это ведь и увлекательная социально нагруженная форма молодёжного туризма).
Руководитель молодёжного центра «Смена» Алла Беляева рассказывала о работе движения «Юнармии», она возглавляет его петрозаводское отделение. И, явно откликаясь на замечание А. Федосова прежде им высказанное, а последний обратил внимание, что среди активистов молодёжных организаций сплошь девичьи лица, нет парней, так вот Беляева не без некоторой гордости сообщила, что среди юнармейцев много мальчиков и юношей.
Кстати, тема поднятая Федосовым действительно важная. В общественной молодёжной среде мало юношей. Федосов связывает это с тем, что самим воспитательным процессом занимаются одни женщины-педагоги, а парням нужен в качестве примера для подражания мужчина. На эту тему тоже заспорили участники заседания, разойдясь во мнениях. А мне тут опять пришли на ум сотни тысяч скрывшихся незащитников Отечества. Драпанули из России в Грузию, Киргизию, другие страны зарубежья когда возникла реальная потребность в воинах. Вот они «плоды воспитания», понятно, не только школьного.
А в качестве хорошего примера школьного воспитания – здесь снимаю ироничные кавычки - назову умный и вдохновлённый труд учителя географии из Пряжи Полины Лозовской, рассказ которой о поисковой работе со школьниками заслуживает самой высокой похвалы. Её ученики точно не станут дезертирами в случае военной беды.
Какой вывод можно сделать, выслушав участников заседания? В российскую школу, а шире говоря, в систему образования, возвращается воспитание детей и молодёжи. Лишь бы это не приобрело форм канцелярщины и принудиловки, а таких примеров в советской школе тоже ведь хватало, хотя о ней сегодня говорится преимущественно в похвальных выражениях. Но по-разному было.
Анатолий Цыганков