Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
В "Хранительнице" среди прочих инопланетян присутствуют и птероиды - птицеобразные гуманоиды или вообще разумные птицы ростом с небольшого человека. Зачем? Ну, для пущего разнообразия. В сюжете они особой роли не играют, но без них было бы скучнее. Опять же - постмодерн, культура мемов и аллюзий ("Птица Говорун отличается умом и сообразительностью!", попугай Кеша с его "Свободу попугаям!", и тому подобное).
Кроме того, чтобы гордые земляне не слишком зазнавались своим происхождением от обезьян, нужно было наглядно показать, что теоретически возможны и другие варианты. И все по-своему хороши.
Более того, именно птицы отличаются особыми талантами к звукоподражанию. Даже если они не блещут интеллектом, их крохотные горлышки и связки точно воспроизводят самые невероятные звуки. Вы не слышали, как самые обычные скворцы мяукают, лают, мычат по-коровьи, ржут по-конски, скрипят как дверь и кукарекают петухом?.. Я - слышала!
Про попугаев и говорить нечего. Некоторые крупные попугаи не только талантливы, но и весьма умны. Считается, что они могут использовать известные им человеческие слова и фразы абсолютно уместно, в соответствии с ситуацией.
А уж интеллект врановых вообще вне конкуренции не только среди птиц, но и среди млекопитающих (вороны умнее собак, это факт).
В школе на Арпадане моя героиня Юла (Юлия) знакомится с семейством кучуканцев - нелетучих птероидов с планеты Кучук. Они чем-то похожи на страусов, но, в отличие от этих чрезвычайно глупых птиц (те, кто разводит страусов, уверяют, что они намного глупее кур!), кучуканцы вполне разумны, хотя цивилизация у них довольно примитивная.
Зато в Колледже космлолингвистики на Тиатаре есть профессора - птерогуманоиды: Чаро Чараки и Дади Сараду. Оба - птицы высокого полёта и цену себе знают!
Дади Сараду ведет такой нужный предмет, как аудирование:
"На занятиях нам дают слушать различные записи. И нужно уметь с ходу определить: язык это или не язык, а, допустим, звуки, издаваемые техникой, неживыми объектами или живыми, но неразумными существами. И если язык, то попробовать идентифицировать его тип, понять логику и вычленить смыслообразующие единицы. Еще одно задание, которое удается далеко не всем – попытаться повторить услышанное своим голосом или, если голосовой аппарат этого не позволяет, смоделировать на компьютере".
Чаро Чараки вежливо выпроводил Юлию с занятий по фонетическому моделированию, заявив, что сначала нужно пройти курс аудирования. Настырная первокурсница, освоив эту премудрость, записалась к нему изучать его родной раравийский язык, к чему профессор отнесся крайне скептически.
Тут опять, конечно, пасхалочка. Раравийский - от rara avis, что на латыни значит "редкая птица". Ну, надо же было как-то назвать этот птичий язык!
Фонетика оказалась действительно очень трудной для человека, однако Юлия взялась за дело с азартом: "свистела, щелкала, чмокала, постукивала зубами и курлыкала как целый вольер тропических птиц".
Бывают ли в человеческих языках подобные звуки?.. Да, бывают. Но, наверное, не в такой концентрации. Щёлкающие звуки, например, типичны для койсанских языков (юг Африки и Танзания). А на Канарских островах сложился язык свиста - "сильба гомеро" (сейчас он практикуется на основе испанского, но в необычном фонетическом облике).
А дальше вышел методологический курьез. Юлия занималась раравийской фонетикой в укромном местечке среди кустов, чтобы не мешать своим соседям по кампусу. Внезапно в ее уединение вторгся возмущенный профессор Чаро Чараки:
— Кто вас научил комбинировать эти фонемы таким образом?
— Научил? Меня?.. Какие фонемы, профессор?..
Я почти потеряла дар речи, и очевидно, мое изумление было глубоким и не наигранным. Поэтому он сбавил тон:
— Цветанова-Флорес, вы, очевидно, сами не понимаете, что комбинации некоторых фонем приводят к образованию смыслов, вовсе не предполагаемых вами.
Выяснилось, что рвение студентки породило звуковые сочетания совершенно неприличного свойства. Профессор подумал, что Юлия нарочно хулиганит, пользуясь тем, что раравийский язык никому, кроме его носителей, непонятен.
Тут я слегка проехалась и по распространенным ныне методикам (учить, например, детей чтению слов на иностранных языках, не понимая их смысла), и по не менее порочным методикам мнимого "погружения" в среду неизвестного языка (когда каких-нибудь наивных иностранцев зловредной обучают нецензурной лексике, а они используют ее в бытовой речи - опять же, без понимания уместности или неуместности).
После должных объяснений между профессором и студенткой всё закончилось благополучно. Но Юлия еще долго хохотала сама над собой.
Если бы все проблемы "перевода с птичьего" решались так легко...
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.