Искренне хотела написать подлинную оду Михаилу Ульянову к дню его 95-летия. Тем более, по каким-то дальним каналам бесконечно напоминали о его вкладе в советское кино, обещали ретроспективу. Естественно, в связи с текущей ситуацией, писали, что нет и не будет в нашем кинематографе лучшего маршала Жукова, чем он. И был повод для того, чтоб упомянуть их в одном ряду: Михаила Александровича чествовали в день рождения 20 ноября, а 1 декабря родился Константин Георгиевич. Разница в датах 10 дней, а в возрасте - 31 год. Михаил не успел побывать на войне, потому что парней, родившихся в 1927 году, на фронт уже не посылали. Но взросление, конечно, проходило среди людей, много повидавших, в атмосфере, которую он сумел прочувствовать и правдиво нам передать. В том числе в образе маршала Победы, которого, пишут, он сыграл 12 раз.
Я искренне хотела написать оду мужественным героям, с которыми ассоциировался у нас актер. Но, зайдя в сеть для уточнений, сразу наткнулась на публикации о разборе его жизни с Аллой Парфаньяк, которую он умудрился увести у самого Николая Крючкова, о проблемах, которые бывают в жизни многих людей - не обязательно русских, не обязательно творческих...
И стало мне мучительно грустно.
И еще я подумала: а ведь наша любовь к образам, сыгранным Михаилом Ульяновым, - это высокого полета ностальгия по НАСТОЯЩЕМУ МУЖЧИНЕ.
Пусть даже он "хороший мужик, но не орел".
Так ведь мужик же! Не чучелко в юбке с накрашенными губами.
А какое утоление жажды справедливости мы получили от его "Ворошиловского стрелка". И ведь вовремя они с Говорухиным нам сказали - пора за дело.
Шел 1999 год.
- А зачем тебе инструмент?
- Жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…
И тут, а не раньше, как было в фильме, я напомню о том, что сказал в высоком кабинете тогдашнему начальнику в 1999 году герой Михаила Ульянова.
- Ах ты, оккупант поганый, рано вы уверовали в свою победу, рано. Заплатите! Время придет - за все заплатите, кровососы.
Я бы сказала - еще не все и не за всё. Но процесс пошел, потихоньку, да не полегоньку, именно тогда.
А еще раньше был фильм-предупреждение Никиты Михалкова "Без свидетелей". В темном и страшном 1983 году, когда начинали сгущаться тучи перед перестроечной бурей.
Там Михаил Ульянов совсем иной. И сила его образа в том, что он являет нам такого - не просто не орла - НЕ мужика в широком, общечеловеческом смысле слова, что становится страшно.
Куда же мы катимся?
Но об этом мы поговорим отдельно. Когда задумаемся вместе, почему именно этот фильм несколько показали в канун юбилея актера. А не "Дом, в котором я живу", не "Добровольцев", не "Председателя".
Там такой питательный слой грядущего предательства наших элит (и не только их, наверное) показан! Через простую жизненную драму...
И обратите внимание на слово "правила" в заключительном монологе героя. Ох, как ко времени он сейчас пришелся, когда свои правила нам навязывают все, кому не лень.
Я ничего не раскрою, дав только одну цитату, а фильм вы, если захотите, найдете и посмотрите:
- Неужели тут рядом, совсем близко, есть другая жизнь, где живут по другим правилам, где живут так доверчиво и просто! Господи, что, неужели можно жить так просто? Ну, это же... Это же... Это же не по правилам, это же не по-человечески, ну как же так?!