В тот момент, когда ребёнок облизывает свои пальцы, испачканные в растаявшем шоколаде, он не просто облизывает шоколад. Он изучает себя, своё тело, и - окружающий мир. И испытывает от этого - искреннее удовольствие.
Если бы внутренняя речь ребенка была бы похожа на взрослую, она могла бы звучать так: "Какие хорошие у меня пальцы, как отлично на них растаял этот сладкий шоколад, как чудесно, что я могу все это облизывать и причмокивать!" Но так мыслить маленький ребенок ещё не умеет, поэтому он просто чувствует.
До тех пор, пока не появляется мама (или папа) со своим искренним отвращением, написанным на лице: "Фу, прекрати немедленно, ты руки мыл? Они же грязные!"
И психика ребенка раннего возраста такова, что это "фу" в его понятии проецируется сразу на все составляющие этого небольшого удовольствия.
Фу - я. Фу - мои пальцы и моё тело. Фу - все сладкое и приятное. Фу - окружающий мир с его грязью.
Оговорка: конечно, если ребенок уже в достаточно сознательном возрасте (дошкольник и тем более школьник), напомнить про грязные руки - вполне себе нормально.
Но если ребёнок ещё совсем малыш, то вреда от такого эмоционального невротического "фу" со стороны значимого взрослого будет больше, чем от возможной грязи на его пальцах.
Про облизывание пальцев и принятие себя
7 декабря 20227 дек 2022
533
1 мин
1