Найти тему

Про облизывание пальцев и принятие себя

В тот момент, когда ребёнок облизывает свои пальцы, испачканные в растаявшем шоколаде, он не просто облизывает шоколад. Он изучает себя, своё тело, и - окружающий мир. И испытывает от этого - искреннее удовольствие.

Если бы внутренняя речь ребенка была бы похожа на взрослую, она могла бы звучать так: "Какие хорошие у меня пальцы, как отлично на них растаял этот сладкий шоколад, как чудесно, что я могу все это облизывать и причмокивать!" Но так мыслить маленький ребенок ещё не умеет, поэтому он просто чувствует.

До тех пор, пока не появляется мама (или папа) со своим искренним отвращением, написанным на лице: "Фу, прекрати немедленно, ты руки мыл? Они же грязные!"

И психика ребенка раннего возраста такова, что это "фу" в его понятии проецируется сразу на все составляющие этого небольшого удовольствия.
Фу - я. Фу - мои пальцы и моё тело. Фу - все сладкое и приятное. Фу - окружающий мир с его грязью.

Оговорка: конечно, если ребенок уже в достаточно сознательном возрасте (дошкольник и тем более школьник), напомнить про грязные руки - вполне себе нормально.

Но если ребёнок ещё совсем малыш, то вреда от такого эмоционального невротического "фу" со стороны значимого взрослого будет больше, чем от возможной грязи на его пальцах.