Для того, чтобы кинематограф прочно вошел в наш быт, потрудиться пришлось далеко не одному поколению изобретателей, первым из которых, вероятно, был Афанасий Кирхер, немецкий монах, ученый-полимат, интересовавшийся практически всем.
Гуманитарные его изыскания мы сейчас оставим в стороне, так как в рамках изучения предтеч кинематографа нас интересует только одно его изобретение - оптический фонарь, который позволял проецировать изображение на стену и в пространство (на дым).
Свой аппарат Кирхер описал в трактате "Ars Magna Lucis et umbrae" ("Великое /магнетическое/ искусство света и тени", 1646 год), есть там и его изображение.
"Волшебным фонарём" подобный прибор назовут позднее, да и, честно говоря, я думаю, что нечто в этом роде придумывали и другие, раньше Кирхера, но конкретно его изобретение важно не только в техническом плане.
Посмотрите - демонстрируется изображение скелета. Да-да, церковнослужители использовали прибор для устрашения прихожан: я могу представить их ужас, когда в задымленном пространстве, прямо среди клубов дыма от горящих свечей и ароматических трав, появлялись скелеты, черти и иные демонические существа.
Сам проектор был, конечно, спрятан, а потому впечатление сия демонстрация производила огромнейшее.
Кинематограф - это ведь не только сами технические средства, это продуманное воздействие на эмоции человека с помощью технических средств.
И работы Кирхера - первые документально зафиксированные подобные воздействия. А значит, это первое кино, пусть и несовершенное с нашей современной точки зрения.
Все статьи по истории раннего кино