Найти тему
SOKOL Sharing

История создания первого самоката

Самокат — очень популярное средство передвижения, которое за последние годы завоевало сердца не только детей, но и взрослых.

Ехать лучше, чем идти

Люди понимали эту фразу еще на заре становления цивилизации. Наши предки приручили лошадей, создали колесо и построили повозки. Все это было сделано, чтобы ускорить передвижение по Земле, которая тогда казалась безграничной. Некоторые ученые утверждают, что чертежи примитивных самокатов появились еще до нашей эры. Они ссылаются на рисунки и археологические находки, которые относят к цивилизациям Древней Греции, Египта и Рима. Но доказательств этой теории пока не найдено, поэтому мы смело можем сделать шаг в пару тысячелетий.

-2

Первым прототипом самоката считается рисунок знаменитого Леонардо да Винчи. Строго говоря, его умозрительная машина была своеобразным «гибридом». Теоретически она оснащалась педалями с цепным приводом, как и современные велосипеды. Но на рисунке не было ни седла, ни поворачивающегося руля. Как и большинство проектов великого изобретателя, этот чертеж не увидел своей практической реализации и был забыт еще на несколько столетий.

История построения первого самоката весьма туманна. Многие специалисты утверждают, что транспортное средство было изготовлено немцем Михаэлем Касслером в 1761 году. Впрочем, многие историки подвергают эту версию сомнению. Они считают транспорт Касслера искусной фальшивкой выданной за сенсационное открытие.

Самокат Михаэля Касслера из Браунсдорфа/ныне Браунсбедра.
Самокат Михаэля Касслера из Браунсдорфа/ныне Браунсбедра.

Сегодня нельзя представить себе нашу жизнь без велосипедов, но, в отличие от повозок и карет, они появились сравнительно недавно. И так же как дети начинают свой путь на колесах с самоката, с него начинается и история велосипеда. Согласно одному преданию из долины Гайзельталя (Geiseltal) один из первых подобных аппаратов был создан в тогдашнем Браунсдорфе (Braunsdorf). И существует поныне. Его создатель, Михаэль Касслер (Michael Kaßler), жил от 22.9.1733 до 12.2.1772 г., бондарь и предположительно колесник по профессии и одновременно крестьянин.

Михаэль Касслер 1761 г.
Михаэль Касслер 1761 г.

Он слыл многосторонне одаренным человеком.

Его неоднократные опоздания на работу к владельцу замка Бедра (Bedra) подвигли последнего на следующее высказывание: «Мужик, если бы ты приделал к ногам колеса, то быстрее бы являлся когда я зову его!»

Нужда заставит, и мастер, в порыве вдохновения, талантливо скомбинировал из вещей, с которыми имел дело каждый день транспортное средство, выглядевшее: «сзади как тачка, спереди как повозка», сидя на котором и отталкиваясь ногами мог приводить его в движение. Аппарат уже имел вилку и руль, так что им можно было управлять и балансировать на нем, а на багажник над задним колесом он мог укладывать свои инструменты. Самокат Михаеля Касслера имел заметное отличие от других подобных аппаратов: опыт подсказал ему, что для плохих дорог имеет смысл использовать большие колеса. Это вынудило его поместить сидение губоко между колесами, чтобы ногами доставать до земли.

Первое задокументированное появление самоката относится уже к XIX веку.

Барон Карл фон Дрез подарил миру немало полезных изобретений, включая печатную машинку и мясорубку. На его счету также числились четырехколесные транспортные средства, которые приводились в движение силами самих ездоков. Максимально упростив конструкцию последних, изобретатель представил миру самокат. Патент на Laufmaschine, то есть «машину для бега», был выдан в 1818 году. В приложенном чертеже указывались подробные характеристики транспорта: рама из дерева, большие металлические колеса и вес около 30 килограммов. Впоследствии Дрез усовершенствовал изобретение, добавив в его конструкцию удобное сиденье и рулевое управление.

Новинка быстро распространилась в Европе. В Германии ее называли draisine, то есть «дрезина», по фамилии изобретателя. Впоследствии этот термин достался более поздней разработке Дреза — четырехколесной тележке для передвижения по рельсам.

В России возникло слово «самокат», а во Франции — velocipede, то есть «велосипед».

За свои заслуги изобретатель удостоился почетного титула профессора механики и пенсии, которая позволяла ему вести безбедную жизнь. И хотя дальнейшая судьба Карла фон Дреза оказалась трагической, сегодня мы помним его благодаря удобному транспортному средству, дошедшему до наших времен.

В 1819 году английский изобретатель Денис Джонсон запатентовал улучшенную версию самоката, придуманного двумя годами ранее бароном Карлом Дрезом. Рама была сделана из дерева, как и колеса.

Хобби лондонских модников, 1819 г
Хобби лондонских модников, 1819 г

Вместо шин были жесткие металлические обода, а тормоз отсутствовал. Передняя вилка также была из железа, как и детали, на которых располагались сиденье и подлокотник.

-6

Диаметр колес составлял 76,2 см (30 дюймов), а весил такой самокат около 30 килограммов.

-7

Способ передвижения был похож на популярный сейчас детский беговел — нужно было отталкиваться от земли двумя ногами поочередно.

-8

Впоследствии машина Дреза получила три основных вектора развития:

На ось переднего колеса добавили педали, в результате чего появился велосипед. Сидячее положение заменили на стоячее, уменьшили колеса и изменили конструкцию рамы. В начале XXI века исходная конструкция «машины Дреза» пережила своеобразное возрождение и стала использоваться как средство передвижения для детей — беговел (велобег, велосамокат, велокат)
На ось переднего колеса добавили педали, в результате чего появился велосипед. Сидячее положение заменили на стоячее, уменьшили колеса и изменили конструкцию рамы. В начале XXI века исходная конструкция «машины Дреза» пережила своеобразное возрождение и стала использоваться как средство передвижения для детей — беговел (велобег, велосамокат, велокат)

В поисках равновесия

Уже в 1819 году у немецкого изобретателя было множество последователей. Так, каретных дел мастер из Лондона, Денис Джонсон, слегка улучшил «беговую машину». Он изготовил ее из дерева, оставив металлическими только обода колес. На изящно изогнутой раме располагалось сиденье анатомической формы, а в передней части транспорта — легко поворачивающийся руль. Хотя такие самокаты стоили дорого, они продавались десятками и уже очень скоро стали привычным зрелищем в Лондоне.

Интересно, что ездоки предпочитали передвигаться по гладким шлифованным камням тротуаров, а не по грубой брусчатке дорог. Это стало причиной множества столкновений с пешеходами. В 1820-х годах в Европе появились первые правила дорожного движения для самокатов. Они запрещали выезжать на тротуары в людных местах, в том числе в центрах крупных городов.

Самокаты появились в Северной Америке. Они быстро стали модным транспортом в Бостоне, Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. Богатые торговцы и прогрессивные носители дворянских титулов завезли их даже в колониальные страны Африки, Азии и Южной Америки. А тем временем в Европе над производителями самокатов начали сгущаться тучи.

Одна из первых неприятностей случилась в окрестностях английского Йорка. Владелец двухколесного транспорта поспорил, что он проедет 10 миль быстрее соперника, сидящего верхом на осле. Ему действительно удалось развить нешуточную скорость и выиграть соревнование. Но остановить самокат без тормозов было непросто. Ездок попытался замедлить движение, поставив ноги на дорогу. Он упал, получив многочисленные ушибы и сломав лодыжку.

Подобных инцидентов было немало, поэтому уже вскоре Королевская коллегия хирургов Лондона издала предупреждение, в котором указала на опасность самокатов. На долгое время они вышли из моды и приобрели репутацию дорогих безделушек.

В начале 1860-х годов французы Пьер Мишо, Пьер Лалман, а также братья Эми, Рене и Мариус представили первый прототип велосипеда с педальным приводом. Казалось бы, это событие должно было навсегда оставить самокаты в прошлом. Но, вопреки ожиданиям, оно лишь подогрело интерес публики к двухколесному транспорту старого образца.

Настоящее возрождение самокатов началось в конце XIX века, когда британский изобретатель, Джон Бойд Данлоп, создал пневматическую шину. Вопрос комфортного передвижения по дорогам из брусчатки был решен. Оставалось только справиться с проблемой равновесия.

Новая эпоха

Как уже говорилось выше, в истории самоката очень много спорных моментов. По некоторым данным, двухколесный транспорт современного образца был создан 15-летним лондонским школьником, Уолтером Линсом, в 1897 году. Предполагается, что он взял за основу конструкцию Дениса Джонсона, исключил из нее сиденье, максимально опустил и расширил раму, а также заменил большие колеса маленькими роликами. Патент на изобретение выдан не был, поскольку отец мальчика считал такое транспортное средство глупым и бесполезным.

У этой истории есть свои сторонники и противники, но мы вновь обратимся к официально задокументированным фактам. В 1910-х годах появились первые патенты на самокаты, сконструированные по описанному выше принципу. И в это же время двухколесный транспорт начали оснащать моторами. В Европе пользовались популярностью электрические модели, которые снабжались громоздкими тяжелыми батареями. А вот в США получили распространение более легкие и маневренные бензиновые самокаты, которые называли «автопедами».

В 1916 году статья о таком транспортном средстве появилась в российской газете «Раннее утро». Она рассказывала о преимуществах моторизованного самоката, называя его гибридом автомобиля и роликовых коньков. Простым в производстве и доступным автопедам прочили светлое будущее. Ими пользовались американские почтальоны, их хотели поставить на службу в армии США. Однако более перспективными в этих сферах оказались традиционные легковые машины и мотоциклы.

В 1917 году был запатентован полностью металлический самокат со складным рулем. Такой легкий транспорт идеально подходил для крупного города. Его можно было поднимать на высокие этажи и хранить в небольшом шкафчике. Интересно, что до этого времени маленькие самокаты оснащались двумя колесами сзади. Подобная конструкция считалась устойчивой и безопасной. Однако производители быстро поняли, что держать равновесие стоя намного проще, чем сидя. Поэтому уже в 1925 году начался выпуск двухколесных моделей.

Вплоть до 1980-х годов самокаты оставались почти неизменными. Модифицировались лишь малозначительные нюансы конструкции: размеры и способы крепления колес, высота рулевой колонки, ширина платформы и прочее.

Кто изобрел электросамокат?

Официально история создания самоката ведет свой отсчет с момента изобретения своеобразной «машины для ходьбы». Именно он создал полноценную конструкцию, так хорошо знакомую всем нам: рама из дерева, два колеса и, что главное, руль с подвижным передним колесиком.

Михаэль Касслер 1761 г.
Михаэль Касслер 1761 г.

Изобретатель не просто придумал и создал новое устройство, он начал очень активно его продвигать. Настолько активно, что совсем скоро его «дрезины» приобрели колоссальную популярность – на них катались и во Франции, и в США, и в Великобритании. Особенно полюбили новый девайс дети и… почтальоны – самокаты сделали их работу не только быстрее, но и намного веселее.

Получив популярность, самокат начал быстро эволюционировать. Не меняя концепцию, мастера разных стран экспериментировали с материалами и конструкцией узлов. К примеру, в Англии они впервые стали металлическими, а удобное сиденье на деке – заслуга немецких изобретателей.

Довольно быстро самокаты перебрались в другую часть света, в Америку.

-11

На них начали разъезжать в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах. Если бы кто-нибудь из нас попытался прокатиться на этом приспособлении сейчас, мы как минимум остались бы недовольны, а как максимум – что-нибудь себе переломали. У «самокатов» того периода не было тормозов, рулевой системы и даже покрышек – их изобретут только к концу XIX века. Но людям было достаточно и этого, несмотря на необходимость ездить по жесткой брусчатке, отбивая себе все внутренности.

До того, как это стало мейнстримом. Как выглядел дальний предок современных электросамокатов

А вот кто и когда опустил у самоката раму, уменьшил колеса и сделал руль – история умалчивает. Одна из версий приписывает эту задумку лондонскому школьнику Уолтеру Линсу, однако подтверждений в пользу этой гипотезы нет. Тем не менее, в начале XX века люди уже ездили на самокатах, максимально приближенных к современным по виду.

-12

В начале 1900-х увидеть ребенка на самокате было привычным делом – в документальном фильме A Trip Through the Streets of Amsterdam 1922 года есть кадры с детьми на скутерах. В разных странах Европы и в разных штатах США их изготавливали из подручных средств, совмещая детали от роликовых коньков и велосипеда. Вскоре на самокаты пересели и взрослые – когда в мире появились а) двигатель внутреннего сгорания и б) автопед.

В первой половине ХХ века устройство совершенствовалось, изобретатели и инженеры получили более 10 патентов на разные модели
В первой половине ХХ века устройство совершенствовалось, изобретатели и инженеры получили более 10 патентов на разные модели

В 1917 году был зарегистрирован патент на складные модели. У них было три одинаковых по размеру колеса, а конструкция была похожа на современную.

В 1925 году третье колесо убрали, а деку сузили и удлинили.

В 1941 году дека снова стала короче, изменился способ крепления колес.

Друзья, в следующей статье вы сможете ознакомится с историей создания электросамоката. Обещаем, будет интересно и познавательно!

Приглашаем посетить наш сайт: https://www.sokol.bike/

Подписывайтесь на наши каналы:

Telegram: t.me/sokol_sharing

https://t.me/sokol_sharing

VK: https://vk.com/sokolbike