Доброе утро, день или вечер! Сегодняшняя статья необычная. Она будет разбита на несколько частей и посвящена одному человеку, который когда-то блистал на Олимпе звезд, а сейчас проседает в низине. Имя этого великого человека Стивен Сигал. Да тот самый мастер айкидо, Нико и просто наш гражданин. Я расскажу вам о его звездной карьере в 80-е, 90-е, о том как он споткнулся и почему дошёл до жизни такой. Постараюсь сделать четыре части. Взлетел Сигал на вершину очень быстро, до него никто не мог похвастаться подобным достижением и это притом, что сниматься он стал аж в 35 лет.
Начало пути
Стивен не был бедняком, он родился в обеспеченной семье. Однако его происхождение окутано тайной. Известно что у него преобладают еврейские, голландские и немецкие корни. А его дед и бабушка перебрались в Америку из Санкт-Петербурга. Так что Сигал можно сказать вернулся на историческую Родину впоследствии.
Однако позже актёр говорил, что его дед монгол или бурят и до эмиграции жил в буддистском районе России. А мать же имеет ирландские корни. Но подтвердить инфу проблематично, кроме слов Сигала этого никто не подтверждает, т.к. по словам актёры живых доказательств не осталось. Известно только, что девичья фамилия его матери Фишер.
Далее в 19 лет Сигал перебрался в Японию изучать боевые искусства. В 1975-м женился на японке, которая родила ему двух детей. Там у него были проблемы с местной мафией, но какие актер тоже умалчивает. Но давайте вернёмся к кинокарьере. А карьера началась именно в Японии.
В японском городе Киото Стивен впервые познакомился с дельцами из кино. Местный мастер Оноха Итторо пригласил Стивена на съёмки своего фильма как постановщика сцен по японскому фехтованию. Стивена Сигала попросили поставить сцены боёв на мечах и привести своих учеников из додзё для массовок. Благодаря отличной работе Итторо познакомил Сигала со знакомыми по бизнесу по ту сторону Тихого океана.
Первые шаги
Одной из проб пера на западе стала работа постановщиком боевых сцен в фильме Никогда не говори никогда, да тот самый неофициальный фильм Бондианы последний по факту с Шоном Коннери. Все маломальски знакомые с Бондом зрители знают, что Сигал имел неосторожность сломать Сэру Шону запястье при подготовке к роли. Сам Коннери значение травме не придал, и рассказывал что ощущал легкий дискомфорт в руке, но ссылался на возраст. И лишь когда его попросили обратиться к врачу понял, что это реально перелом.
На этом фильме как раз стало проявляться желание актера демонстрировать приемы максимально достоверно, это было особенностью айкидо ибо в пол силы приём будет выглядеть халтурно и не органично. В будущем это приведёт к нежеланию многих каскадёров приходить на работу к мастеру. Но пока что молодого постановщика хвалили за работу и сам Коннери о работе бойца вызывался положительно. Тот реально делает для работы всё и даже больше.
Сигал мог начать сниматься на 10 плане в эпизодах маленьких фильмов как делал тот же Жан-Клод Ван Дамм, но он чувствовал что может больше. Он хотел порвать шаблон доказать, что дебют в главной роли в хорошем фильме возможен.
Стивен вникал во все нюансы от написания сценария и постановки сцен, вплоть до освещения мест и работы оператора. А ещё он славился многочисленными отношениями. В 1987 году он развелся с японской женой и сразу же женился на актрисе Келли Ле Брок, у которой тоже были связи на верхах, что позволяло актеру глубже проникнуть в азы профессии. А заодно набирал в ученики не последних людей в бизнесе, так в своё время поступал и Брюс Ли.
В 1986 в одном из своих додзё Сигал принял на работу ученика, агента Майкла Овица. В ту он был причастен ко взятию мастеров боевых искусств в кино (таких как Майкл Дудикофф) и узнав что Сигал ищет за чтобы зацепиться предложил свои услуги. Он свёл его с шишками из очень известной студии Warner Bros, в ответ те предложили ему продемонстрировать своё мастерство, давать главную роль Стивену не планировали.
Над законом
Собрав несколько своих учеников в зале Сигал на протяжении нескольких дней репетирует действие, что займет на экране всего пару минут. Да-да сцены этой демонстрации вставили в будущий дебют актёра. После такого зрелища боссы студии, пораженные яркостью исполнения согласились на условие начинающей звезды и с радостью дали ему главную роль. Ударной технике соперников Стив противопоставлял захваты и заломы, чего в фильмах Запада тогда не видали.
Такой дебют в главной роли в ту пору был нонсенс, в основном это были мелкие фильмы неизвестных студии о которых мало кто знает. Warner же решили сразу выделить на фильм 7,5 миллионов, что не так много по тем временам, Терминатор был дешевле на миллион, Кровавый спорт снимался за 1,5, а Cannon Group свои лучшие фильмы снимали за 10-12. Режиссировать фильм позвали Эндрю Дэвиса, который только что выбыл из Бегущего человека (о том как он хотел снять это кино тоже можете ознакомиться), режиссер искал какой-нибудь проект где может раскрыться и Сигал не преминул возможностью взять постановщика в свой дебют.
На съемках Стивен хоть и был новичком, но вёл себя как будто много лет занимался этим делом. Он доводил сценарий до ума, утверждал актёров, помогал в монтажной и подыскивал места съемок. Позже его экранная жена Шэрон Стоун жаловалась что с актёром работать не просто, но он был просто одержим идеями сделать кино, так что соглашалась терпеть его капризы. В ту пору она ещё не была известной актрисой и её особе не замечали.
В начале карьеры Стивен крайне активно участвовал в создании фильмов в прямом смысле живя кино и аккуратно выбирая роли, и как же этот период контрастирует с нынешним где он снимается во всём подряд не выкладываясь даже наполовину.
Благодаря этому фильму Сигал не только стал заметен, о нём еще говорили что он итальянец по происхождению, это вызвало в последствии новые споры о биографии актера, но сам он всегда отрицал итальянские корни. У нас же Стивена стали величать Нико и каждый следующий фильм звали Нико-2, 3 и так по накатанной все 90-е. Фильм мгновенно став хитом, родив новую звезду боевиков! За ним последовало повальное увлечение айкидо, "Над законом" сработал лучше всякой рекламы для привлечения тех, кто хочет научиться драться.
Критики работу "новичка" не оценили, впрочем как и многие боевики тех лет, но отметили потенциал как актёра. После этого Сигал стал слишком занятым, чтобы заниматься своей школой айкидо и распродал активы, отдав окончательное предпочтение профессии героя кино. Предложения полились рекой, но он выбирал не спеша и внимательно ибо хотел чего-то нового, чего ещё не видел народ.
Смерти вопреки
Помню я, как героя в начала картины объявляют мёртвым, после чего минуту сидишь с застывшим взглядом и смотришь на экран и вдруг говорят, что у него появился пульс, он жив! У спустя 7 лет приходи в себя и восстанавливается методом Рокки дабы нападать своим врагам. Все знают сюжет этого фильма? Это Смерти вопреки или как его реальное название "Неубиваемый" Hard to Kill. Именно здесь Сигал собрал волосы в хвост, сделав это своей фишкой.
Пригласил он в кино и свою тогдашнюю жену Келли Ле Брок. Сама она желанием не горела ибо хотела завязать с профессией, но уговоры мужа своё дело сделали.
Изначальным названием фильма был "Семилетний шторм", но побоялись, что зритель решит что перед ним фильм-катастрофа, а не боевик. Сценарий писали Рональд Шуссет (который также участвовал в написании Над Законом) и сам Сигал. Однако дорабатывал скрипт некий Стивен Маккей, он то в титрах единолично и упомянут, но Стив надавил на студию, заставив их включить в сценарий и свою фамилию. Интересно что Маккей изменил сценарий, к неудовольствию Сигала убрав оттуда линию с похищением сына героя. В результате в фильме остался намёк на похищение паренька.
Ещё Стивен не был доволен режиссером, которого посадили в кресло, поставив его перед фактом. Он то хотел видеть Крейга Бэксли (Ангел тьмы), но тот отклонил предложение сославшись на тяжёлый характер актёра. Чтобы это не значило? Репутацию скандалиста Стив тогда ещё не заработал.
Брюс Мэлмат оказался выбором Warner, с которым актёром плохо общался, но пока что Стивену приходилось идти на компромисс дабы кино не развалилось. Мэлмат до этого поставил только Ночных Ястребов, где также плоховато работал с одним итало-американцем и который провалился, так что в своём мнении Сигал не одинок. В интервью он позже говорил, что удивляется "как этот хрен может ходить, ставя одну ногу впереди другой?". Нет это правда его слова, возможно перевод немного грубоват!
Ещё одним фактором вражды стало то, что Сигала не пускали в монтажную и занимался им сам режиссер, хотя в первом фильме ему это спокойно доверяли. На монтаже убрали полчаса итогового фильма дабы ускорить действие. Сигал утверждает, что так как фильм почти потерял драматические моменты, которые он с боем пропихивал. Он хотел показать себя как героя, который может не только давать оплеухи но и переживать на экране. Расти нужно было и в другие стороны характера.
Фильм отлично чувствовал себя в кинотеатрах, собрав при 10 миллионах почти 50. Фильм пример того благодаря слаженной работе как актеров так и съемочной команды и продюсеров получается хит, выдерживавший проверку временем. До сих пор с удовольствием пересматриваю.
Отмеченный смертью
Увы такое кино сейчас не снимешь, кино где белый крошит темнокожих запросто отменят и карьера прикажет долго жить. Стивен искал и другие студии кроме Warner, готовые вложить в него копеечку, он не хотел чтобы его опекала только одна организация. Одной из таких была 20 Век Фокс, ныне поглощенная. Ему дали выбрать самостоятельно один сценарий и доработать его, однако в титрах герой не указан. Он пытался доказать свой вклад в работу, но не смог отстоять права. Видимо поэтому с Фоксами он потом больше не работал. Бюджет на фоне успехов актёра чуток увеличили на пару лимонов.
Здесь одну из первых ролей сыграл Денни Трехо, который через 20 лет будет биться с Сигалом снова в Мачете, причём тот фильм будет последним, что с Сигалом вообще попал на большие экраны. Режиссёра Стив выбрал сам посмотрев 4-ый Хэллоуин, им оказался Дуайт Литтл. А в роли хирурга можно видеть Эрла Боэна известного по роли психиатора во франшизе Терминатор. Похожую роль сыграл старик не находите.
Главного антагониста сыграл харизматичный Бэйзил Уоллес, который действительно был ямайцем, в фильме он носит контактные линзы зеленого цвета, а уж то какая харизма у него, что забываешь что это боевик, а не ужастик. Герою он не уступает по харизме, учитывая что Сигал тогда ещё показывал эмоции. Кстати в нашей локализации фильм называли по разному и в них даже фигурировало имя злодея "бешеный" или "зомби", отличился А. Михалёв с одноголоской, назвав его Кривой.
Первоначально комиссия не хотела давать фильму необходимый для проката рейтинг, сцены боёв Сигал наделал так, что они смотрелись крайне крипово впервые. Наряду со вторым Хищником он стал первым фильмов получившим рейтинг Х после его официального переименования в NC-17 в 1990м. Убийство злодея Сигал и вовсе назвал своей лучшей работой, да уж Кровожадный Нико любил жестить с самого начала! Редактировали фильм неоднократно.
Песню для фильма написал Джимми Клифф совместно... с самим актёром. Это была первая проба пера для Сигала в музыке, ставшая впоследствии основной наряду с актёрством. Он же исполнил в песне бэк-вокал.
Фильм так же стал хитом проката собрав 58 миллионов, что на 1 миллион больше второго хищника вышедшего в прокат позже. Вот только меньший бюджет "отмеченного" в 12 лямов сделал его наиболее успешным, в то время как Хищник даже не смог отбиться с 35 лимонами. Добавлю от себя что мне "Помеченный" нравится меньше картин от Warner ибо он через чур мрачноватый, сюжет простоват и не так запутан как в прежних фильмах. Кажется чего можно было стараться больше.
О росте гонораров за ранние фильмы актера найти инфу трудно, они нигде не указаны, но учитывая бюджеты фильмов это уж точно 1-2 миллиона. За деньгами актер гнался с самого начала. Благодаря таким сборам актёр дал понять всем на "боевом Олимпе", что скоро попрёт с вершины всех и осядет там сам. Но жизнь штука сложная... история об этом тоже будет рассказана.