Найти тему
История и культура Евразии

Почему монгольское книгопечатание древнее европейского

В XIII веке, в Монгольской империи с возникновением письменности возникло и ксилографическое книгопечатание. Его технику переняли от китайцев. С распространением в XVI веке буддизма книгочейство широко распространилось среди монгол. В XX веке монгольское книгопечатание перешло к стандартному книгоиздательству.

  • Ксилография (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, черчу) — разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы — эстамп. Гравюра на дереве, древнейшая из техник гравирования, относится к технике высокой печати, в которой углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она даёт чёрный тон - Википедия
Алмазная сутра Дуньхуан. Страница из пещеры № 17. 868 г. Печать тушью на бумаге. Британская библиотека, Лондон
Алмазная сутра Дуньхуан. Страница из пещеры № 17. 868 г. Печать тушью на бумаге. Британская библиотека, Лондон

В монгольских языках книга обозначается как - ном. В калмыцком языке используют арабское слово - дэвтэр.

Монгольские книги

Монгольские книги печатались по древнеиндийскому прототипу - так называемым "пальмовым листьям". Их называли boti, от хиндустанского «ботхи».

Типичная форма тибетской и монгольской книги. На иллюстрации рукописный иллюминированный экземпляр тибетской «Сутры великого освобождения», написанной на чёрной бумаге золотыми, серебряными, коралловыми, лазуритовыми и бирюзовыми чернилами - Википедия
Типичная форма тибетской и монгольской книги. На иллюстрации рукописный иллюминированный экземпляр тибетской «Сутры великого освобождения», написанной на чёрной бумаге золотыми, серебряными, коралловыми, лазуритовыми и бирюзовыми чернилами - Википедия

Письмо

Монголы использовали калям и кисть. Это существенно расширяло возможности писцов в отличие например от китайских каллиграфов. Монголы всегда следили за прогрессом. В XVIII веке ойраты с бурятами используют уже европейское перо. О нем они скорее всего узнали от русских. В качестве чернил использовали тушь. Её изготавливали из киновари и сажи.

Немецкий и русский учёный-энциклопедист П.Паллас писал, что монголы в качестве черновиков использовали диптихи. Поверхность диптиха посыпали аргалом-кизяком. Эти черновики известны и по трудам ойратского и калмыцкого деятеля буддизма Зая-Пандиты.

  • Ди́птих (др.-греч. δί-πτῠχος — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек», от др.-греч. δύο — «два» + др.-греч. πτῠχή — «табличка, дощечка») изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями - Википедия
Зая-Пандита Намкхай Гьямцо (калм. Зая Пандит Оһторһун Дала; монг. Зая Бандида Огторгуйн Далай (Намхайжамц); ок. 1599 — сентябрь 1662) — ойратский и калмыцкий деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского и калмыцкого алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века - Википедия
Зая-Пандита Намкхай Гьямцо (калм. Зая Пандит Оһторһун Дала; монг. Зая Бандида Огторгуйн Далай (Намхайжамц); ок. 1599 — сентябрь 1662) — ойратский и калмыцкий деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского и калмыцкого алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века - Википедия

Несмотря на распространенность печатных книг, монголы предпочитали пользоваться рукописными. Связано это было с большим количеством переписчиков, так как переписка была важной добродетелью, очищающей кармой. Всегда можно было найти монаха, который за кров и пищу перепишет тебе свиток сутры.

Книгопечатание

По сведениям советского китаиста К.К.Флуга монголы переняли китайскую ксилографию еще в XIII веке.

Возможности ксилографического печатания были широки. Французский историк-востоковед XVIII века Ж.Дюальд писал: «если доски уже награвированы, бумага нарезана и краска готова, то один человек со своей щеткой без устали может оттискивать почти десять тысяч листов в один день». Работу кочевых типографий в Тибете хорошо описал российский путешественник-исследователь Г.Цыбиков. Аналогичные типографии действовали и в монгольских степях.

Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Аналогичным образом печатали и в Монголии. Шигадзе, фото 1938 года
Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Аналогичным образом печатали и в Монголии. Шигадзе, фото 1938 года

Несмотря на близость Китая, в Халхе самой лучшей бумагой считалась та, которую привозили из России. Но она была дорогой. Поэтому писали даже на чайной упаковке. Такие рукописи бурятского ученого Жамцарано хранятся в Институте восточных рукописей РАН.

Тексты печатали черной краской. Карминной (красной) краской печатали только в маньчжурских императорских типографиях. Комментарии печатались между строк основного текста. Миниатюры в книгах были на отдельных деревянных дощечках. Чаще всего это были символы инь-ян, колесо Дхармы.

Практически в каждой монгольской юрте были книги. Их хранили в сундуке, над которым располагался алтарь.

В Европе массово книгопечатание развилось после изобретения Иоганном Гуттенбергом способа книгопечатания подвижными литерами. Это произошло только в 1440-х годах.

Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы