Найти в Дзене
Спорт РИА Новости

"Ищу партнера для дочери": интервью легендарной Бережной

   Елена Бережная© РИА Новости / Владимир Федоренко
Елена Бережная© РИА Новости / Владимир Федоренко

Борис Ходоровский

Двадцать лет назад Елена Бережная вместе с Антоном Сихарулидзе стала олимпийской чемпионкой в соревнованиях спортивных пар. Путь к триумфу получился невероятно сложным. В 1996-м ее тогдашний партнер Олег Шляхов во время исполнения вращения коньком пробил висок и повредил оболочку мозга Елены.

После двух нейрохирургических операций Елена заново училась ходить, читать и говорить, восстанавливая при этом сложнейшие элементы в паре с Сихарулидзе. Ей требовалась постоянная медикаментозная поддержка, и после сдачи положительной допинг-пробы в 2000 году питерскую пару лишили золотых медалей, завоеванных на чемпионате Европы в Вене.

Замуж Бережная вышла за английского фигуриста Стивена Казинса, с которым познакомилась во время выступлений в шоу. В 2012 году они разошлись, и олимпийская чемпионка одна воспитывает сына Тристана и дочку Софию-Диану.

- На Мемориале Панина-Коломенкина состоялся дебют вашей 13-летней дочери на всероссийских соревнованиях. Со стороны показалось, что она все же воспринимает вас не как тренера, а как маму.

- Это не впечатление, так оно и есть. Пытаюсь, конечно, быть строгим наставником, но все же остаюсь для своего ребенка, в первую очередь, доброй мамой. Вообще, я не жесткий тренер и не хочу им быть. Беру пример с Тамары Николаевны Москвиной и хочу быть мудрым тренером. Мое спокойствие у бортика будет передаваться дочери и придавать ей уверенность.

- К вам Москвина относилась как к ребенку?

- Как к спортсменке, от которой многого ждут. Она учила всегда быть уверенной в себе и настраиваться на прокат.

- Когда, на ваш взгляд, тем, кто не видит перспектив в одиночном катании, нужно переходить в парное?

- Сами девчонки этого никогда не смогут определить. Их нужно направлять, им нужно подсказывать. Сегодня без полного комплекта тройных прыжков бесполезно переходить из одиночного катания в парное. Нужно просто искать возможности продолжать спортивную карьеру в другой дисциплине.

- Из группы Этери Тутберидзе в парницы, причем по совету тренера, ушли Наталья Хабибуллина и Ясмина Кадырова, а у Ксении Синицыной нынешним летом не получилось сменить специализацию. Как можно определить, что из освоившей набор тройных прыжков одиночницы может получиться хорошая парница?

- Этого никогда не угадаешь. За лето девчонка может вырасти так, что для нее и в танцах партнера не найдешь. В 13 лет многие идеально подходят для парного катания, а в 16 отыскать потенциальных кандидаток на переход гораздо сложнее.

- Вас считали идеальной партнершей. Согласны с таким определением?

- Конечно! Была на голову ниже сверстниц и при этом освоившей сложный, по тогдашним меркам, технический контент. Со мной многие ребята хотели кататься.

- Маленькой были всегда?

- На меня даже одежду на вырост не покупали. Какие там шубы! Все наряды мама шила.

- Свой характер считаете чемпионским?

- Понятия не имею, как воспринимали мой характер тренер и партнер. Какой уж есть. Стать чемпионкой в одиночном разряде характер мне не помог.

- В звездные часы вашей карьеры в смешанной зоне общение с журналистами всегда брал на себя Сихарулидзе.

- На протяжении долгого времени я заново училась говорить. Быстро реагировать на вопросы журналистов было труднее, чем исполнять прыжки или выбросы. Антон это понимал и всегда брал инициативу на себя, чем заметно облегчал мне жизнь.

- Сейчас вы полностью восстановились после страшной травмы?

- Надеюсь, что да. Правда, в самый неподходящий момент она может напомнить о себе.

- Вы пересекались на соревнованиях с Олегом Шляховым?

- Когда-то встречались на турнирах. Как учила меня Москвина, громко говорила ему: "Здрасьте!" Чувствовала себя культурным и воспитанным человеком, представляющим Санкт-Петербург.

- Как вы восприняли в Солт-Лейк-Сити ее рекомендацию выйти вместе с Антоном и канадской парой Джемми Сале/Дэвид Пеллитье на повторное награждение, от чего многие отговаривали?

- Вот уж, до каких дел минувших дней мы докатились! У нас был разговор с Тамарой Николаевной, и она все разложила по полочкам: для чего это нужно и какие дивиденды принесет. Мы с Антоном приняли информацию к сведению, согласились с приведенными тренером аргументами – и пошли выполнять свою миссию.

- В вашей карьере был неприятный эпизод, связанный с лишением золотых медалей ЧЕ-2000 и пропуском ЧМ-2000 за нарушение антидопинговых правил. Можно ли провести аналогии с нынешней ситуацией вокруг Камилы Валиевой?

- Это две разные истории. Сегодня фигуристов постоянно опекают специалисты, им постоянно сообщают об изменениях в допинговых правилах. Мы в свое время встречались с врачами сборной пару раз в год перед соревнованиями. Сейчас даже самые маленькие ребята, которые тренируются в нашей школе, проходят обучение. Им выдаются сертификаты, свидетельствующие о понимании антидопинговых требований. У нас такого не было.

- Удастся ли Валиевой выйти из нынешней неприятной ситуации с минимальными потерями?

- Верю и надеюсь, что все будет хорошо.

- Дочку вы отдали в фигурное катание, а ее брата, который старше на два года, пробовали поставить на коньки?

- Пробовала, но его карьера фигуриста не прельстила. Даже учить "фонарики" не стал. А дочка стала!

- Многие утверждают, что София-Диана похожа на вас в 13 лет и по комплекции, и по движениям на льду.

- Она похожа на себя и катается лучше, чем я в ее годы. Меня это радует.

- В парное катание ее отдадите?

- Не поверите, но именно сегодня начала поиск партнера для нее.