Найти тему
1,9K подписчиков

Как поступали в военные училища в советские времена. Истории из первых уст. Часть 1

19K прочитали

Уже давно прошло то время, когда авторы этих воспоминаний поступали в ВВУЗы. Но их память сохранила многие интересные подробности из жизни "абитуры" и первых месяцев в училище. Думаю, многие вспомнят свои курсантские годы -
ЛУЧШИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ!

Уже давно прошло то время, когда авторы этих воспоминаний поступали в ВВУЗы. Но их память сохранила многие интересные подробности из жизни "абитуры" и первых месяцев в училище.

История от выпускника Киевского ВОКУ 1980 года. "Как я поступал в 1976 году"

С чего начиналось
- Заявление свое и родителей (если на день поступления нет 18 лет),
- Медкомиссия в районной поликлинике под эгидой райвоенкомата,
- Оформление документов в райвоенкомате (копия свидетельства об окончании 8-ми классов с выпиской со всеми оценками) - все копии заверялись нотариально, а не райвоенкомом. Табель успеваемости за 9 класс и за первое полугодие 10 класса (документы оформлялись во 2-ой половине марта, товарищ попытался оформиться в апреле, документы из областного военкомата вернулись, так как областной военкомат представлял в училище документы на конкурс аттестатов до 10 апреля).
- Числа 15-20 мая прошедшие конкурс аттестатов по списку из училища вызывались в областной военкомат, где оформлялось прохождение штатной ВВК (уточняю, именно ВВК). Могли еще срезать по здоровью, с психиатром разговаривали, профотбора (1976 год как понятия) не было, тестов не писали, физподготовку не сдавали. Оформившие документы уезжали домой сдавать госы за 10 класс, не прошедшие - сдавать госы, поступать на гражданку, идти работать - кто как решил.
- 15 июля на выделенном автопредприятием автобусе в сопровождении работника военкомата поехали в областной военкомат, прибыли к 12 часам. В областном была сформирована команда 60 человек, всех поместили в один плацкартный вагон и в сопровождении двух или трех офицеров военкоматчиков в 16.00 отчалили. Все в любом исходе в НОВУЮ ЖИЗНЬ!
- Утром прибыли в училище, нас покормили завтраком по солдатской норме (так кормили до окончания абитуры и зачисления на должность - курсант, а это после мандатной).
- После завтрака отвели на спортгородок и через 2 часа - экзамен по физподготовке, нужно было уложиться в норматив на тройку, дальше не мучили, просто останавливали выполнение упражнения. Нужно было насколько помню, (не поправляйте, везде могло быть по разному) - подтягивание - 8, подъем переворотом - 3, 100м - то ли 14,2 то ли 15,8, мне было не важно - бегал 12,7 - 12,9. 1- км - кажется 4,12. Всю жизнь норматив на 1 и 3 км не любил. Надежно вмещался в "удовлетворительно", но полдня чувствовал себя мерзко. Наш преподаватель физо, знаменитый борец ("мазандаранский тигр", чемпион мира, Европы и СССР) майор Синельников все удивлялся вместе со мной - как можно 3 км в ботинках бежать едва выходя из 13 минут, а 6 км с полной выкладкой спокойно выходить из 26 минут.

Так отсеяли первый двадцатник, которому оформили билеты, выдали документы и вместе с сопровождающими отправили в область.
Потом разбили по ротам (иняз и инженерная - рапорта "куда" писали еще в РВК, и экзамены разные - в одну профилирующий иняз, в другую - математика). В этих же ротах поступившие и выпустились. Взвода формировались свободно по желанию, после мандатки приказом и больше ни-ни. Командиры взводов - курсанты, закончившие третий курс, специально отобранные для абитуры. Когда рота ездила на стаж, они поехали в отпуск, и командование абитурой засчитывалось как стажировка. Преимущество - не нужно было оформлять скопом кучу бумаг по стажировке. Если без личного косяка, то гарантировано автоматом пять баллов по защите стажировки. Минус - курсант не увидел войск. А было интересно. Наш взвод по отделениям - Ереванская, Ленинаканская, Ахалкалакская дивизии, Закавказье. Китайцы летали куда-то на Дальний восток. Грустными приехали попавшие в учебки в Белоруссию и Закарпатье - придворные учебки отняли много сил. Также и попавшие в учебку Десну Киевского округа. Вся рота абитуры толклась в спальном помещении плотненько в два яруса, где позже жил китайский взвод - 27 курсантов в один ярус и очень свободно. После экзаменов - мандатка, поприезжали суворовцы, зачисленные без экзаменов, их объединили с солдатами и сержантами из войск, которые сдавали экзамены отдельно. В роте получилось 4 взвода (всего 107 поступило - 99 выпустилось) по три отделения; 66 суворовцев, 11 сержантов и солдат и 30 после 10 класса. Как говорил после мандатки на построении 1 курса начальник училища - для этих тридцати конкурс аттестатов был 20 человек на место, вызвали на экзамены 10 человек на место.
На следующий день 5 или 6 августа - командир роты подобрал сержантский состав из числа почему-то в первую очередь суворовцев (все офицеры роты - суворовцы. Из войсковиков два или три сержанта назначили, они до конца и были. Частенько меняли командиров отделений. Замкомвзвода одного поменяли.
Суворовцы и солдаты уехали в учебный центр совершенствовать учебную базу, а в ППД (пункт постоянной дислокации) был кмб, командовали назначенные сержанты. Потом где-то в конце августа на машинах в учебный центр, собрали всю роту, и не принимавшие присягу (из войск все приняли) на стрельбу. После стрельбы - всей ротой в ППД. И началось. С подъема до обеда тренировка принятия присяги, после обеда до отбоя - отдраивание и приведение в порядок расположения после насвинячивания абитурой (как же - приедут родители и казарма должна блестеть) Кстати, ротный как завел порядок, так до "золотой недели" все без писка и драили, и даже на четвертом курсе. Но жили в чистоте по-человечески, в туалете никогда не воняло и в казарме в теплое время года было запрещено курение - только в курилке, а с отбоя до подъема курение запрещено, кроме лиц суточного наряда, которые курили ночью в курилке в любое время года.

Воскресенье 5 сентября 1976 года. Спокойный подъем в семь часов. Всегда по воскресеньям и праздничным дням - по будням в шесть. Заправили-отбили "кирпичиком" постели, выровняли по специальному шнуру (и до выпуска автоматически) ножные спинки кроватей, полосы одеял. тумбочки и подушки. Одели парадку, сходили на завтрак. Видели как начальник училища работает экскурсоводом, показывает что в училище есть, что построено руками курсантов и что предстоит построить их детям. Нам предстояло и мы построили - расчистить от пней и фундаментов нескольких зданий (постройка 19 в. - кто понимает) площадку, на которой к концу нашего третьего курса были футбольное поле с трибунами в 6 рядов с одной стороны длинной части беговой дорожки, двумя рядами яблонь между ними розарий, дорожка из плит, красивые скамьи - чудный сквер - с другой стороны, где родители следующих курсантских поколений отдыхали и цокали языками о чудесах природы. Ну и волейбольная, баскетбольная и для мини футбола. Эти использовались по графику чуть ли не до драки за каждую минуту. Приняли присягу, почти все ушли с родственниками в увольнение. Перенервничали, так как брюки пришлось одевать в сапоги на построение, а в увольнение идти в ботинках. Два стола и утюга на сто человек, и старшина придирается до малейшей складочки, кто-то идет переглаживаться, а все ждут. Наконец - воля! Непонятное сообщение ротного, что начальник училища договорился с комендантом города, что курсантов первого курса патруль трогать не будет. Это уже потом, проинструктированный старшими товарищами, и несколько раз бегавший от патруля, понял, какая была милость. Ибо курсант первого-второго курса, попавший в комендатуру, даже если ни в чем не был виноват , отчислялся как двоечник по физической подготовке, а на 3-4-ом курсе гарантировано лишался красного диплома.
По прибытии из учебного центра началось :
Первый курс - Приказано выжить. Время сжалось и остановилось. Вдруг полетели белые мухи и началась первая сессия, которую сдал кандидатом на красный диплом. И так было до зимней сессии на третьем курсе (за 5-ый семестр). Поспорил с преподавателем военной истории. Я не знал, что в науке все так сурово. Прочитал в курсантской библиотеке книгу по истории наполеоновских войн. С пафосом выдал на семинаре. И был нещадно разбит подполковником по кликухе Груша. Он был других взглядов, а я читал по его научному оппоненту, можно сказать врагу. Как я ни исхитрялся на зачете с оценкой в диплом, он откровенно меня игнорировал, - и только "удовл". А дальше - ответ - ну, твердая отличная оценка, берите пример. товарищи курсанты, открывается зачетка - да у тебя тройка ( две, три и далее), тебе уже все равно, а у меня будет резерв натянуть краснодипломнику - и тоскливый взгляд - понимаешь?. Из 17-ти экзаменов и зачетов в диплом мне поставили 12 троек И только кафедра огневой подготовки, два полковника военного перевода, прожившие нелегалами в англоязычных странах, женщины преподавательницы английского (грамматики, лексики, истории и культуры изучаемого языка, лингафонного курса) поставили мои заслуженные пятерки, хотя тогда эти предметы еще в диплом не шли (а получил я их в положенное время, но все пятерки). А это составляющая госов, на которых я эти пятерки подтвердил. Из 107 поступивших - выпустилось 99, хотя в альбоме 100. Фамилий уже не помню, но в конце первого курса отчислили первого за религиозность. Офицеры кафедры марксизма-ленинизма на двухчасовой лекции хотели устроить ему показательную порку. Как этот мальчик отвечал и защищал свои идеи!!!. На кафедре были не дураки и весь второй курс прятали от нас глаза. На втором курсе пара человек завалили третью и четвертую сессии. На третьем курсе в феврале отчислили товарища за самоходы. Долго не могли поймать, а тут ротный на подъеме : все в кальсонах, а он в гипюровых дамских трусиках - не нашелся с ответом. Итого 4. Еще 4 были комиссованы в результате открывшихся после тяжелых физических нагрузок наследственных заболеваний с установлением инвалидности 1-2 группы и назначением пенсии по инвалидности - с полным почетом и максимально возможной.

Все, что описано до присяги, рассказал мой однокашник Шура из Харькова (мы его иногда дразнили Поллитруха). Я - суворовец. И все, что после присяги переживали всей ротой. Но это только маленькая часть того, как достаются офицерские погоны.
У нас 3-й курс называли веселые ребята, а 4-й их знали только в лицо. 4-й курс курировал начальник училища лично. И когда он метров с тридцати назвал меня по фамилии, имени, отчеству, деваться было некуда. Постеснялся бежать от генерал-лейтенанта, командира танковой роты на Курской дуге. Лихо отбарабанил все расстояние идеальным строевым шагом (4 парада за плечами), щелкнул каблуками аж стекла в ближайших окнах задрожали, доложил. Генерал подергал меня за ухо : "Шельмец! Ладно иди и никому не рассказывай. Можешь на выпускном обеде рассказать".

Генерал-лейтенант Ляшко В.И.
Генерал-лейтенант Ляшко В.И.

Незабвенный Вениамин Иванович Ляшко! Он так и не увидел нас лейтенантами. Вечером 18 июля 1980 года, когда училище построилось для вручения нам дипломов и офицерских погон, вышел его первый зам, остановил встречный марш оркестра и объявил, что начальник училища полчаса назад скончался. 19 июля торжеств особых не было, а поскольку в Киеве тоже проводились мероприятия Олимпиады-80, то всех некиевлян попросили как можно быстрее покинуть город. А за неделю до этого наш КГБешный куратор раздал нам под расписку деньги, которые мы внесли как задаток за вечер в ресторане. Мы тогда и представить себе не могли, что впереди у нас года вооруженных конфликтов и разбег по национальным квартирам. Хорошо, мне ни с кем из однокурсников в прорезь прицела видеться не пришлось.

История от выпускника УВВАКУ 1989 года

Я поступал с армии. После учебки получил мл. сержанта и в войска. А через год подал рапорт и поступал в училище. Поступал в одно, а учился в другом. Но это отдельная история. И зачислили меня уже в конце сентября. Все сержантские должности уже заняты. Но я не расстроился. Так до выпуска и проходил свободным сержантом.

Уже давно прошло то время, когда авторы этих воспоминаний поступали в ВВУЗы. Но их память сохранила многие интересные подробности из жизни "абитуры" и первых месяцев в училище.-3

Поступил с 2.5 попытки. У меня в семье все мужчины военные, начиная с моего прадеда, а женщины все учителя, тоже начиная с прабабушки. Но это отступление. Вот и я никогда не мучился вопросом, кем быть. И после школы в 83г. поехал поступать в ДВОКУ г. Благовещенск. Но конкурс был бешеный. Что-то около 12 чел. на место. Вроде все сдал, но что-то не так было и я уехал домой в Хабаровск. Поступил в Железнодорожный институт и после 1 курса снимают военную кафедру и я ухожу в армию. После года службы пишу рапорт на поступление, опять в ДВОКУ. Весной 85 еду сдавать экзамены на сборы. Их проводили в г. Уссурийске Приморского края на базе в/ч. Сдал все на 4 и 5. Армия мозг на место ставит хорошо. Мы как солдаты шли вне конкурса. Прибыли в Благовещенск. Там уже нам сказали, что мы поступили. Нас 8 человек поступивших из армии, отправили в летние учебные лагеря на полигон, где мы делали ремонт всего подряд. Прибыли на мандатку после экзаменов у абитуры. Тут все узнаем, что никто из нас не поступил. Никаких объяснений. Выдали проездные и отправили дослуживать. Обидно было до слез. Думал осенью приду домой, восстановлюсь в институт. А служил я срочную, после учебки, в БОУП Уссурийского ВВАКУ. На должности телефониста. Уже дембельский альбом готовил вовсю.

Уже давно прошло то время, когда авторы этих воспоминаний поступали в ВВУЗы. Но их память сохранила многие интересные подробности из жизни "абитуры" и первых месяцев в училище.-4

И тут меня в конце сентября вызывает к себе нач. училища. Весь в догадках прибыл к нему. Оказывается пришли мои документы из Благовещенска. И за тот период, что прошёл, там разобрались почему ни один солдат из нас 8 не принят. Из-за дикого конкурса, который нас не касался, освободили эти 8 мест для блатных. По шапке получили все, а кое-кто даже погон лишился. Вот по результатам проверки, мне как и остальным, предложили вернуться и начать обучение в ДВОКУ. Но начальник УВВАКУ предложил мне обучаться у них в училище, т. к. документы все в порядке и оценки тоже. Я дал согласие. За все время обучения ни разу не пожалел о своём решении. Появились новые настоящие друзья, я обрёл любимую и много чего хорошего ещё. В 89 я получил долгожданные звёздочки и продолжил семейную традицию. Жаль, что её никто не сможет продолжить. Две дочки и сын. Но сын по здоровью не проходит. Буду ждать, когда внук подрастёт.

Продолжение здесь https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/kak-postupali-v-voennye-uchilisca-v-sovetskie-vremena-istorii-iz-pervyh-ust-chast-2-638b15f4702bf5379aa61b6d

ДУМАЮ, ЧИТАТЕЛЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАЛА ТЕМА СТАТЬИ. ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ГОЛОСУЙТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ" И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ. СКУЧНО ТОЧНО НЕ БУДЕТ!