Год назад ушёл из жизни АБГ.
Напомню по случаю фрагмент из последней своей книге об А.Б. Градском.
«Троицкий объявился в нашей тусовке, кажется, в 1982 году и вообще ничего не знал про рок-н-ролл.
Потратил я, по-моему, двое суток, все ему рассказывал, абсолютно, потом он все переиначил в книге Back in the USSR, где вообще ни одного до конца точного факта нет, но есть его собственный взгляд на нашу действительность.
После чего я понял: больше ничего ему не буду рассказывать никогда.
На самом деле тогда Троицкий не был в рок-тусовке. Он возник сильно позже и стал одним из музыкальных критиков, которые пишут о рок-н-ролле.
Их было несколько: Илья Смирнов, Марина Тимашева, Артемий, ессссс-те-сссно, «МК» в полном составе с Шавыриным на подхвате, а самым главным и мудрым был, конечно, Аркадий Евгеньевич Петров.
У Артемия всегда было стремление кого-то открывать и рекомендовать, но он никого не открыл, никого никому не рекомендовал и никого не угадал.
Квартирники в Питере и иногда в Москве, которые он организовывал, конечно, приносили пользу движению, но весьма скромную...
О роке он очень торжественно и мудрено писал везде и всюду... Башлачева все знали, кроме меня. Вот тут надо Теме отдать должное — именно он меня с ним познакомил. Мне Троицкий о Саше очень хорошо говорил, и я тоже о нем очень хорошо говорю, потому что очень люблю то, что делал Александр Башлачев. Все остальные ленинградские группы нам были доподлинно известны. И еще, как бы я сейчас к Троицкому ни относился, но о «Русских песнях» именно Артемия рецензия была одной из самых-самых...».
Ну и, чтобы два раза не вставать ©, отрывок из книги Троицкого:
«Пик «всенародного подъема» рок-движения пришелся на 1970–1972 годы.
«Это было начало десятилетия, и все связывали с этим самые радужные надежды»
– вспоминает Градский. Однако в действительности случилось немного по-другому. Сейчас принято считать 70‑е годы если и не «потерянным десятилетием», то по крайней мере десятилетием, проведенным в дремоте, для кого-то сладкой, для кого-то кошмарной. Наш рок существовал все эти годы тоже на удивление тихо, чего вовсе не предвещало бурное начало десятилетия. Сегодня самый лучший день.
Александр Градский (р. 1949), голосистый папа московского рока, живет недалеко от Ленинского проспекта с молодой женой и двумя малышами и тоже ездит на огромном «Бьюике» цвета изумруда, разваливающейся колымаге середины 70‑х. Сейчас он признан, вполне респектабелен, хотя и не лишен замашек задиры-эгоцентрика.
«Я находился в привилегированном положении: мой дядя, танцор в фольклорном ансамбле Моисеева, часто ездил на Запад (тогда это была редчайшая возможность) и привозил оттуда настоящие пластинки. Я начал их имитировать лет в двенадцать: ставил диски и пел вместе с Пресли и прочими. Когда мне было тринадцать, я пошел в студию „звуковых писем“ на улице Горького и записал там Tutti Frutti Литтл Ричарда. До сих пор эта штука где-то у меня валяется. Но рок-нролл не был для меня всем. Я учился в музыкальной школе, и там мы слушали Шаляпина и Карузо, пели Шуберта и Баха. Дома я „попугайничал“ не только с американских хитов, но и подпевал Леониду Утесову и даже Клавдии Шульженко… Короче, я хотел петь, но в голове творился полный сумбур. И так было до 1963 года, когда я впервые услышал „Битлз“. Со мной был шок, истерика. Пришли эти ребята и сразу же поставили все на место. До них была только прелюдия». Коля Васин тоже понял, зачем живет, только услышав «Битлз»: «Ко мне пришел приятель и спросил: „Слышал про новую сенсацию – ‘жуков-ударников’“10? – и поставил ленту, записанную с радио Би-би-си. Это было божественно. Я почувствовал себя абсолютно счастливым и всемогущим. Исчезли подавленность и страх, воспитанные годами. Я понял, что все, кроме „Битлз“, было насилием надо мной».
Дикий ажиотаж сопровождал почти все выступления рок-групп: залы арендовались небольшие, билетов было мало, и толпа шла напролом, ломая двери и карабкаясь в окна. Из воспоминаний А. Градского:
«Это было летом 1971 года. Мы должны были играть на танцах в фойе в Институте народного хозяйства. Было продано полторы тысячи билетов, и кто-то напечатал еще тысячу фальшивых. Мой ударник забыл дома палочки, и я поехал за ними. А когда вернулся, толпа у входа была такой, что я не мог протиснуться к дверям. Я им говорил: „Я – Градский, мне надо пройти“, но вокруг посмеивались и отвечали: „Все тут Градские, всем надо пройти“. (Вот парадокс: поскольку пресса и ТВ были «вне игры», мало кто из публики знал в лицо своих кумиров! – А. Т.) Но играть надо было – мы взяли деньги вперед… Тогда мне не оставалось ничего другого, как полезть вверх по стенке, цепляясь за водосток и уступы плит. Я добрался до первого подвернувшегося открытого окна на втором этаже, влез туда и оказался прямо на заседании комитета комсомола. Люди там, конечно, выкатили глаза. Ну что, я отряхнулся, говорю – извините, у нас тут танцы – и прошел в дверь. На танцах тоже было весело: человек восемь девушек в середине зала разделись догола и плясали, размахивая лифчиками. Дружинники увидели это с балкона и стали пробираться к ним, но пока они протискивались, те уже успели одеться».
Первую в Москве рок-песню на родном языке сочинили «Соколы» году в 1966‑м. Она называлась «Солнце над нами» и была единственной в их «фирменном» репертуаре. Несколько позже Градский придумал, сидя в троллейбусе, свой первый опус – «Синий лес». Затем они со «Скоморохами» сочинили мини-рок-оперу «Муха-цокотуха», придав известной детской поэме ярко выраженную сексуально-патологическую окраску. На основании этого он утверждает, что был первым советским панком. Все эти и некоторые другие ранние русскоязычные рок-песни на самом деле по содержанию и лексике ничем не отличались от стандартной лирики. Свои образы и свои проблемы как-то не приходили на ум – возможно, это и рождало недоверие к авторам и свист на концертах».
ИЗ КОММЕНТОВ (2019):
На фотографии рядом с Пугачевой - прямо комсомольский вожак. А взгляд как-то неумолимо заставляет вспомнить Навального. :) Смешной он и очевидно бездарный. Всю жизнь прожил, бесплодно эксплуатируя "белый шум".
&&&&&
Ви таки немножко несправедливы к Троицкому... .. ведь это целый он...написал блистательную рецензию на альбом The Beatles «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», опубликованную ажник в целом школьном самодельном журнале....
Ви только зацените масштаб... это вам не классная стенгазета... не... ну конечно не передовица газеты "Гудок".. но уже практически почти хитовый номер журнала "Мурзилка", в котором печаталось продолжение про "Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды" .
Это таки был... как вы помните фуррррррор в мировой музыкальной журналистике... На Молдаванке все ходили пьяные... в Урюпинске порвали 13 баянов за сутки.. ..а Изольда Меланьевна из Жмеринки.. по такому случаю.. согласилась таки выйти замуж за Николу Бзденека, что не замечалось за ней вот уже третью неделю, ...Да шо Изольда Меланьевна... сам Филя Пулицер в седьмой раз пожалел , что уже умер...))))))
А Битлы.....По рассказам очевидцев Битлы были на седьмом небе от счастья... и даже в своей композиции про жёлтую подводную лодку посвятили ему целый куплет .. вырезанный цензурой по причине преобладания слов.. fuck....shut the fuck up ... и совсем уж неодобряемого защитниками животных ....drown the goat........
А в целом... , на мой взгляд.. за этого персонажа можно сказать словами Александра Розенбаума...
"Поэты не создавшие ни строчки
Но знающие как писать стихи
Таланты не сходившие с обочин
Но пьющие французские духи
О как им скучно знатокам вселенским
И ногу за ногу изящно положив
Из глаз презрительную исторгают светскость, Как лимузины
исторгают гаражи."
П.С. Пишите больше... Вы один из редких авторов на Дзене..кому есть таки шо сказать.... и это .."шо"... интересно)))
&&&&&
Троицкий наверно был кому то интересен в СССР, как проводник западной рок музыки. Я закончил школу в 1975 году, а а потом универ. Таких троицких - просветителей было в каждой группе по паре. И еще голоса по радио. Может он в Москве светоч и просветитель - тогда деревня рулит. Живу в Кемерово.
&&&&&
Множество воспоминаний от рокеров того времени - например, Макаревич помнит что знаком с Троицким еще со времен выступление в группе "Лучшие годы". А в фильме про фестиваль Тбилисси-80 Троицкий рассказывает о выдающемся ленинградском ансамбле "Аквариум", который тогда даже в Ленинграде был известен едва-едва. А так то Троицкий с 1975 статьи в Ровеснике публиковал про западный рок, которые вся страна читала и просвящалась. Так что мнение насчет 82 года и незнания рок-музыки, пусть Градский оставит при себе.
&&&&&
Просто Градский в свое время обиделся на Артемия Кивовича что тот его назвал хорошим вокалистом, но бездарным композитором. И после этого Градский и начал на Троицкого гнать всевозможные телеги - едва ли не причислять его к КГБистам.
&&&&&
Артемий необходим шоу-бизу просто как планктон акулам!!! Без шуток, неординарные личности разбавляются ординарными, для всеобщего блага. Как цемент разбавляется песком.
&&&&&
Троицкий это ноль полный. Просто ничего человек не умеет, а тут какой торок музик. Дай послушаю и загоню людям свое фуфло, как впрочем многие с похожими фамилиями. Графский неординарен, но профи. А вообще-то профи это ВИА с конца 60, 70 и 80 потом повторы. На таких деревяшках музыку делали... А голоса? Сейчас слушать некого. Пищат, шипят, скулят и пресса пиарит. Туфту за искусство выдает...
&&&&&
Во время учебы в университете (70-е годы) я был председателем Совета факультетского студенческого кафе. Решил организовать цикл музыкальных вечеров о рок-музыке. Стал искать людей ... Вышел, в том числе, и на Троицкого. Он печатался в "Ровеснике", писал нелепые статьи о рок-музыке. Когда я указывал ему на ляпы, он оправдывался, что статью "искромсала цензура". Вечер, посвященный битлам, он провел отвратительно. Деньги заломил большие, сам даже диски не привёз ... Английский знал плохо, рассказывал какие-то сплетни про битлов - "были пролётом в Москве, дали закрытый концерт, ходили в Третьяковку, оставили отзыв в книге гостей ..." Наши ребята съездили в галерею, отзыв не нашли. Больше я его не приглашал.
Несколько музыкальных вечеров замечательно провел Коля Мейнерт, тогда студент психфака (или соцфака, уже не помню). Коля из Таллина, печатался там, писал замечательно, профессионально. У него несколько книг ... Троицкого рок-музыканты серьезно никогда не воспринимали.
&&&&&
Я о Троицком резко поменял мнение когда увидел его в комментаторах докфильма о приезде М.Джексона (я был на этом концерте) где он рассказывал о концерте, и мне стало понятно что он просто на нем не был.
&&&&&
Всегда была уверенность, что Троицкий - засланный казачок из понятных органов. Возник сразу и неоткуда и свободно перемещался, практически нигде не работая и обладая непонятным ресурсом.
&&&&&
Критик должен быть сам музыкантом, а А. Троицкий им не был что же он может писать о музыке? Я понимаю таких мэтров как Ю.Саульский, А.Козлов и тот же А.Градский.
&&&&&
Был в музыкальном струе (дело случая), теперь эмигрант-политик. Дороги, которые мы выбираем. Напрягает, что Троицкий зазывает молодёжь на эмиграции, такие заголовки как: "Россия беременная смертью" и тд. Для чего это? Для чего, в таком ключе, вы вещаете на страну к которой мало теперь имеете отношение? Не понимаю.
&&&&&
Как ни крути, но Башлачева именно Троицкий открыл. кроме того Артемий был в редакции нескольких андеграундных рок-журналов. и самое главное, именно Троицкий открыл для меня рокн-ролл и, думаю, не только для меня. он хорошо на ниве просветительства поработал. надо отдать ему должное.зря Градский его роль принижает. значимая фигура для русского рока. харизматичная, одаренная, компетентная.
&&&&&
Как личность Троицкий мне не нравится. чисто по человечески. но в качестве летописца советского музыкального андеграунда и не очень андеграунда, пусть даже не достаточно точного, сойдёт, своё место в истории занимает вполне правомерно. в тусовке Градского, возможно, он появился и в 1982 г., но вообще, насколько помню, Троицкий, скажем так, имел отношение к культовому фестивалю Тбилиси-80. которому, в общем-то, сам культа и придал.