Найти тему
Сообщество «Эгида»

Что изменила частичная мобилизация?

Частичная мобилизация продемонстрировала некоторые социальные тенденции и страхи, обнажив пласт разнообразных тревог и вопросов. Однако то, что именно она изменила, находится куда глубже — в сущности, весь порядок отношений субъекта и государства оказался в динамической неустойчивости. Что за знания были получены в конечном счете? Что они могут изменить и что изменить следует?

Как полагает председатель юридической ассоциации, бывший сотрудник организаций Газпром и Следственный комитет Иван Николаевич Кожевников, в корне поменялись сами отношения общества и государства. Ранее предполагалось, что общество, поддерживая начинания государства, не вовлекается полностью в его действия. Политический аппарат, вовлекая людей в определенные процессы, сам при этом дистанцируется от этих процессов — по отсрочкам депутатов во время частичной мобилизации это видно как никогда наглядно. Изменившиеся отношения предполагают и изменение классической связки права-обязанность — Иван Николаевич подмечает, что серьезная нагрузка по обязанностям, по требованиям от гражданина выказать лояльность собственным присутствием должна быть уравновешена тем, что гражданину за это дается. Речь не только о выплатах, наградах и прочих стимулах, о которых обычно умалчивается. Речь о том, чтобы жизнь гражданина в новых опасных условиях была защищена максимальным образом. Если человек идет на риск, со стороны «своих» обязанностью остается уменьшение этого риска. Все вопросы, на которые распространяется влияние государства, должны быть закрыты в пользу гражданина.

Тем не менее, частичная мобилизация, показав то, что ожидают от граждан, не приблизила политический аппарат к пониманию этих простых вещей. С ростом показателя «хочу» растет и показатель «должен». Недовольство различных групп тем, как проходили мероприятия по регионам, в этом смысле было абсолютно понятно — но до сих пор нет никакой уверенности, что их услышали. И, что самое важное — поняли.