Найти тему

Карма и безличность - противоречие?

Для меня такой вопрос не стоял никогда. Очевидно из-за постепенного изучения и осмысления дхармы (кстати, не путать два понятия! дхарма - закон всеобщего существования и развития, карма - закон причины и следствия происходящего в нашем мире). Хотя эти два понтяия очень близки и тесно связаны. Изучая труды буддистских учителей, в самом конце книги ПраЮт Паюто я натолкнулся на этот вопрос в объяснениях Учителя. Наверное, он весьма важен, раз уважаемый монах решил прокоментировать и объяснить это. "Анатта - всё в мире безличностно, тагда получается, что и камма не имеет прямого отношения к личности человека?"...

"я смотрю в зеркало и вижу чужое лицо" из открытых источников в интернете
"я смотрю в зеркало и вижу чужое лицо" из открытых источников в интернете

Посыл такой - если всё в мире безличностно, вещи, события, чувства, то значит и карма безличностна. Человек может совершать любые поступки не беспокоясь о карме, ведь она же безличностна. Даётся два объяснения такому заблуждению, одно довольно пространное, но полезное. Понимание кармы, как чего-то конкретного, типа записи богом в записной книжке твоего греха и следующее за этой записью воздаяние (утрирую я а не Паюто). Карма - закон и само понятие условно. В некотрых случаях мы называем закон кармой, в некоторых случаях от такой условности лучше отойти, опнимая саму суть закона. Закон, который увязывает в себе множество факторов, изменяющихся в течении времени новыми поступками и обстоятельствами. Приводится пример реки и её Названия. Река в разных частях своего течения может иметь разный вид, река в ощущениях и впечатлениях разных людей может иметь разный вид, река в течении времени даже на одном участке может иметь разный вид. Что не изменяет её как реку. если два человека с разных участков будут говорить о реке, называя только её свойства, они не поймут о чём речь. Если они употребят название реки, всё для них станет ясно... Хотя само отношение к свойствам реки может у них продолжать не совпадать. Карма, в том контексте, что мы часто употребляем, условность. И надо уметь отделять эту условность от реального потока событий, создающих карму, каковой они и являются.

Второе объяснение краткое, для особо одарённых - один монах пришёл к мудрецу и задал этот вопрос. Он едва успел заслониться рукой от удара посоха и разразился удивлёнными восклицаниями: За что!? Мне же больно! На что мудрец заметил: ты же говорил, что карма безличностна, что мысли, слова, поступки безличностны, и причина кармы со следствием никак не личностны. Ты уверен, что не можешь принимать последствия кармы, значит поэтому тебе не может быть больно. Кратко из этого объяснения - Карма существует, имеет причины, имеет следствие, и эти причины-следствия связаны, и связаны на человеке. Перенос понятия "анатта" на причинно-следственные связи - заблуждение. Более того, само понятие Безличности только подтверждает Закон Кармы, который имеет объективную природу и не зависит от личных прихотей и желаний. Его невозможно изменить. Иллюзия своего Я заставляет человека думать, что он может избежать последствий своих поступков. Поток событий, деяний накапливаясь, смешиваясь неизменно создаётся и неприменно будет иметь следствие, и имеет следствие в каждом отрезке времени.

Кстати, на интернет площадке Ридеро первая часть фантастического романа "На шхуне Скопа по южным морям", в которой тоже упоминается временной аспект, получила и свю аудиоверсию, фрагменты из аудиокниги на Ютубе. Прошу оценить. И осмыслить, и оценить эту краткую статью статью, которой я заканчиваю цикл о кармических законах бытия с точки зрения традиционного буддизма.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц