В современном мире все давно привыкли к такому приятному сервису, как доставка курьером на дом. Выбрать товар, не выходя из дома, и заказать можно практически все. Во двор постоянно заезжают машины с доставкой продуктов, бытовых товаров, мебели, строительных материалов и техники.
Привезти и поднять в квартиру тяжелый холодильник или получить продукты, не выходя за порог квартиры, когда нет возможности сходить в магазин, для нас не проблема. А как советские граждане справлялись, неужели в СССР не было доставки?
В советских магазинах крупных городов существовал действительно хороший сервис, пока не начался кризис кадров в советской торговле. У продавцов были памятки, в которых говорилось о том, что покупателя следует качественно консультировать, проводить демонстрацию товара, помогать с выбором. Но этим не ограничивался сервис магазинов СССР, была любопытная опция – доставка товаров населению. Что доставляли на дом?
Доставка продуктов питания
Непродолжительное время существовал сервис по доставке продуктов питания. Доставляли молоко в стеклянных бутылках, гастрономию и хлебобулочные изделия. В роли курьеров были специально выделенные продавцы из магазина, которые привозили товар и принимали оплату. Существовали даже абонементы на молоко и хлеб. Их обладатели были уверены, что необходимые продукты будут доставлены им в назначенные дни и к нужному времени.
Столы заказов
Этот вид доставки существовал до самого распада СССР, он был удобен населению и хорошо функционировал примерно в 60е годы. Покупатель лично в магазине выбирал товары, оговаривал время и адрес доставки, а потом ожидал курьера к назначенному часу.
Доставка товаров почтой
Распределение товаров по регионам было неравномерным. Иногда существовала необходимость получить товар из другого региона. Поэтому существовал вариант доставки, когда покупатель посылал в магазин денежный перевод и список необходимого, а магазин высылал ему товары.
Компании, занимающиеся грузоперевозкой
В наши дни существует огромное количество компаний, занимающихся доставкой. Трудно поверить, что не так давно этот рынок был полностью монополизирован одной крупнейшей компанией – Мострансагентством.
Это агентство было создано в 1957 году по инициативе Иосифа Михайловича Гобермана. Первое открывшееся отделение занималось пересылкой грузов между городами. Потом появились такие услуги как покупка железнодорожных и автобусных билетов, пересылка товаров из магазинов в другие регионы.
В конце 1978 года в компании работало более 5 тысяч сотрудников и более 1,5 тысяч автомобилей. В конце 1970х годов Мострансагентство предоставляло обширный ряд услуг, были заключены договора почти со всеми крупными магазинами Москвы по доставке товаров, также принимали заказы от населения по телефону. Была развернута масштабная рекламная компания, призывающая граждан пользоваться услугами именно этого агентства, и выпущено огромное количество календариков с рекламой компании, которые отображают размах выполняемых работ.
Выходит, что поговорка “все новое – это хорошо забытое старое”, как нельзя лучше описывает ситуацию с современной курьерской службой. При необходимости, население СССР имело возможность заказать доставку товаров, продуктов питания, и крупногабаритных грузов.