По словам судоходных брокеров и аналитиков, Россия незаметно собрала флот из более чем 100 устаревших танкеров, чтобы помочь обойти западные ограничения на продажу российской нефти после СВО.
Судоходный брокер Braemar подсчитал, что Москва, которая в значительной степени полагается на иностранные танкеры для перевозки своей нефти, в этом году добавила более 100 судов за счет прямых или косвенных закупок. Консалтинговая компания Rystad в области энергетики сообщает, что Россия добавила 103 танкера в 2022 году за счет закупок и перераспределения судов, обслуживающих Иран и Венесуэлу, две страны, находящиеся под западным нефтяным эмбарго.
Стремление Кремля создать то, что нефтяная судоходная отрасль называет российским “теневым флотом”, является попыткой преодолеть новые международные ограничения на добычу нефти в стране. К ним относятся запрет ЕС на морской импорт, который вступает в силу в понедельник, и новый глобальный ценовой предел в 60 долларов за баррель.
Трейдеры говорят, что теневой флот уменьшит воздействие таких мер, но не сможет его устранить.
Ожидается, что карательные меры ЕС и G7 отрезают Москву от значительной части мирового танкерного флота, потому что страховщикам, таким как Lloyd's of London, будет запрещено покрывать суда, перевозящие российскую нефть, независимо от их назначения, если только она не продается по цене 60 долларов.
Россия уже давно заявила, что не будет иметь дела с какой-либо страной, применяющей потолок, что означает, что она может отказаться от поставок нефти на условиях, установленных Западом. Вместо этого он намерен использовать свой новый флот для поставок в такие страны, как Индия, Китай и Турция, которые стали более крупными покупателями его нефти, поскольку Европа сократила поставки.
Предполагается, что в 2022 году операторы, связанные с Россией, приобрели до 29 супертанкеров, известных как VLCC, очень большие нефтеналивные суда, каждый из которых способен перевозить более 2 млн баррелей, сообщил Бремар Международному энергетическому агентству в презентации в прошлом месяце. Страна, вероятно, также добавит 31 танкер размером Suezmax, способный перевозить около 1 млн баррелей каждый, и 49 танкеров Aframax, каждый из которых может перевозить около 700 000 баррелей.
Андрей Костин, глава российского государственного банка ВТБ, похоже, подтвердил это в октябре, заявив, что стране необходимо потратить “не менее 1 трлн ($ 16,2 млрд)” на “расширение танкерного флота”. Вице-премьер России Александр Новак заявил в марте, что страна будет наращивать свои “цепочки поставок” нефти.
Кремль не ответил на просьбу прокомментировать закупки танкеров в пятницу.
“Количество судов, которые понадобятся России для перевозки всей своей нефти, просто поражает воображение”, - сказал Крейг Кеннеди, эксперт по российской нефти из Гарвардского центра Дэвиса, который отслеживает наращивание российских судов. “В последние месяцы мы наблюдали довольно много продаж неназванным покупателям, и через несколько недель после продажи многие из этих танкеров появляются в России, чтобы принять свою первую партию сырой нефти”. Кеннеди усомнился в том, что Москва будет использовать VLCC, поскольку они слишком велики для погрузки в российских портах, даже если некоторые из них можно было бы использовать для переброски с судна на судно. Он добавил, что не все суда, приобретенные анонимными или незнакомыми покупателями, могут поступать исключительно на российскую службу.
Ожидается, что Россия по-прежнему столкнется с нехваткой танкеров, и в первые месяцы 2023 года ей может быть трудно сохранить уровень экспорта, что приведет к росту цен, считают аналитики.
По словам Кеннеди, дефицит может увеличиться, когда в феврале запрет ЕС распространится на российское переработанное топливо. России потребуется доступ к еще большему количеству танкеров, чем обычно, потому что продолжительность каждого рейса будет больше; нефть, которая ранее продавалась в Европе, будет отправляться новым покупателям в Азии.
Braemar ожидает, что российский дефицит составит от 700 000 до 1,5 млн баррелей в день. По оценкам Rystad, России будет не хватать 60-70 танкеров, и ожидается, что морской экспорт сократится примерно на 200 000 баррелей в сутки. Общий объем потерь российского рынка может в конечном итоге достичь 600 000 баррелей в сутки, если Москва примет ответные меры, сократив поставки нефти по трубопроводам в Европу, на которые не распространяются санкции, до того, как у нее будет достаточно танкеров, чтобы перенаправить их, сказал Ристад.
“России требуется более 240 танкеров для поддержания текущего объема экспорта”, - сказал Виктор Курилов, аналитик Rystad.
Кеннеди из Гарвардского центра Дэвиса добавил: “Вы можете придумывать всевозможные хитроумные схемы, но нужно перевозить так много нефти — им всегда будет трудно работать в масштабах, необходимых для сохранения российского экспорта в целом, при отсутствии продаж по предельным ценам”.
статья с ft.com
Делаю вывод, что ставка на падение нашего рынка RTS будет оправдана.