Найти в Дзене
Просто Училка

"Вы издеваетесь?!" Особенности современных школьников, которые расстраивают и раздражают учителей

Оглавление

"...не сдадите! Вам сейчас надо всё бросить и заниматься целые сутки! Куда вам устный русский?! Вы же читаете еле-еле! Боже мой, что ж вы такие туп..."

Не стала дописывать. Ученица рассказала мне, репетитору, как одну учительницу прорвало. Наговорила лишнего, обидного. Однако девочка моя подтверждает, что результаты недавно прошедшей МЦКО плачевные. По математике у них 2 четвёрки, а остальные двойки-тройки. И это девятый выпускной класс, им скоро ОГЭ сдавать.

Понимаю учительницу. Не поддерживаю, однако сама сижу дома и работаю в своё удовольствие. Не мне её судить.

Привыкла всё записывать: наблюдения, статистику, динамику обучения. За более чем десятилетний период работы с поселковыми ребятами пришла к некоторым выводам, которые подтверждаются моими коллегами, сокурсниками и читателями-учителями. Поделюсь.

Особенности современных школьников, которые раздражают учителей и ставят их в тупик

Низкая концентрация внимания у старших школьников

Обычно эта проблема иногда бывает у младших школьников (1-4 классы), а потом в процессе обучения проходит сама. Мы, учителя, постепенно нарабатываем необходимую для данного возраста концентрацию внимания, а потом ребята привыкают и спокойно работают.

Но не сейчас. Многие старшие ученики не способны концентрироваться, они нуждаются в передышках. Информация в нужном объёме не усваивается.

"Сидят, глазами хлопают, я ещё половину материала не объяснила, а они уже никакие!" (Из монолога школьной учительницы по алгебре.)

Проблемы с памятью

Частично это отсылка к первому пункту. По сравнению с предыдущим поколением школьников у нынешних отмечается плохое запоминание материала, даже в небольших объёмах. Сложно учить стихотворения наизусть, сложно запоминать правила, теоремы, определения и т. д. Не будем погружаться в теорию, видов памяти несколько.

"Два часа с ним билась. Ни в какую! Рассказывает строфу сию секунду, а через пятнадцать минут уже не может, забывает. И ведь мы учили!" (Рассказ подруги, учительницы русского языка и литературы.)

Восприятие информации преимущественно через визуальный ряд

Нет, не все дети визуалы. Это не то. Виды деятельности на уроке:

  • Учитель говорит, дети слушают и понимают.
  • Дети читают учебник и понимают.
  • Смотря слайды/учебные фильмы, дети понимают.

Сейчас больше работает именно последний пункт. Понимание происходит через картинку/кадр, а без видеоряда оно не наступает. С первыми двумя пунктами очень сложно: на слух информация не воспринимается, а с чтением такие проблемы, что не только пересказать, но и прочитать вслух гладко может не каждый старшеклассник.

"Уже лет пять включаю им фильмы, а потом пишем самостоятельную. И онлайн-платформы помогают. Орфографию не проверяю". (Слова учительницы биологии).

Медленное формирование навыков

Правильнее сказать недоформирование навыков, так как с теми темпами, с которыми учителям приходится проскакивать темы (по разным причинам, потом как-нибудь обсудим), навыки не формируются в полной мере. Тут мне лично есть что сказать:

Некоторые старшеклассники плохо читают, коряво пишут, слабо считают в уме, забыли решение примеров столбиком и много всего другого.

Не уложусь в одну статью.

Неспособность логически рассуждать

Особенно заметно в геометрии. Если задачи на вычисления мы делаем правильно, то объяснить, как сделали, не можем. Не можем! А уж про доказательства вообще не буду говорить.

Не с одной геометрией такая ситуация. К примеру, если среднестатистический ученик возьмётся самостоятельно писать сочинение по ОГЭ/ЕГЭ, будет каша. Поэтому учителя предпочитают готовить этот вид проверки знаний по шаблону. Алгоритм дают, его оттачивают и успех. Относительный.

Инертность и пассивность

Если задание с первого прочтения не решается, то ученик говорит: "Я не знаю, как решать". Даже не пытается перечитать, подумать, прикинуть. Нет. "Не знаю". Согласен на плохую оценку. Думать не согласен.

Пока здесь остановимся.

Расскажите, дорогие читатели, какие особенности школьников расстраивают вас? Коллеги! Приходите, будем жаловаться друг другу. Я первая: Дзен опять капризничает, инертно и пассивно разрушает каналы многих авторов. Поэтому ваша поддержка в виде оценок и подписок будет очень к месту.

Заранее большое педагогическое спасибо🙏😏