Найти в Дзене
Старый Танк

Сухиненко Б.Н. Довоенные танки РККА - Устранение тактических недостатков

2022 г.

Автор никому ничего не доказывает, лишь делится своим мнением

До начала Великой Отечественной войны в СССР изготовили почти 45000 единиц бронетехники (точнее, 30500 танков и танкеток; 7780 полубронированных тягачей и 6284 бронеавтомобиля). В июне 1941 г. в РККА числилось около 38000 единиц бронетехники (точнее, 25826 танков и танкеток; 6672 полубронированных тягача и 5412 бронеавтомобилей).

С 22.06.1941 г. до 10.07.1941 г. РККА потеряла 11783 танка [А.Арбузов и др.]. Значительная часть танков потеряна по различным «техническим» причинам. Основным фактором боевых потерь советской бронетехники явился огонь малокалиберной противотанковой артиллерии Вермахта (37-мм орудие PaK 35/36).

«Слабая» противопульная броня считается неисправимым недостатком всех устаревших танков РККА. Настоящая заметка содержит гипотетическую версию усиления защиты этой бронетехники.

Недостатки довоенных танков РККА

Накануне Второй Мировой войны в СССР серийно выпускались танки Т-26, БТ-7 и Т-28. В январе 1939 г. на вооружение РККА принят модернизированный танк Т-38М, в декабре – танк Т-34 (Рисунок 01).

-2

Рисунок 01. Довоенные танки РККА

Т-26 (1939 г.) – модель танка и год; 10,5 т – боевая масса; 3 чел. – экипаж; 91 л.с. – мощность двигателя; 15*15/15*15 мм – толщина брони: корпус – лоб*борт / башня – лоб*борт; 45/46 мм/L – калибр орудия / длина ствола в калибрах; 600 м/ч – моторесурс по двигателю; 90000 руб. – цена для НКО

Недостатки ходовой части Т-38 и Т-26 исправлены в 1939 г. за счет применения ходовой части трактора-транспортера Т-20 «Комсомолец» на танке Т-38М и ходовой части «по типу LT vz.35» на танке Т-26М. В 1938 г. на танке Т-28 испытана усиленная подвеска, позволявшая на скорости 20..22 км/час преодолевать препятствия высотой 0,6 м без опасности аварий [М.Коломиец]. К ходовой части БТ-7 и Т-34 предъявляли локальные претензии.

Существенным недостатком считалась малая мощность двигателей танков Т-38 и Т-26. Установка на Т-38М двигателя ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. частично исправила этот недостаток. Но создать серийный двигатель большей мощности для танка Т-26 не удалось (90 или 105 л.с.?). К 1939 г. удельная мощность М-17* на танке Т-28 достигла ~ 20,5 л.с./т. На танке БТ-7, даже в случае установки маломощной версии М-17Т (420 л.с.), удельная мощность превысила 30,0 л.с./т. «Танк Т-34 был оснащен мощным дизельным двигателем».

В ходе испытаний и эксплуатации Т-38, Т-26 и Т-34 отмечалась стесненность условий для экипажа, причем средний танк Т-34 не имел «освобожденного» командира в двухместной башне. Танк Т-28 таких проблем не имел. Особых претензий к условиям работы экипажа в танке БТ-7 не обнаружено.

У плавающего разведывательного танка Т-38 «мощь вооружения на поле боя» оценивалась как недостаточная. Вооружение остальных перечисленных танков оценивалась, как удовлетворительное (Т-26, БТ-7 и Т-28) и хорошее (Т-34). На танках БТ-7 и Т-28 прошли испытания двух 76-мм орудий: Л-11 и Ф-32. На танке Т-28 испытаны стрельбой: 76-мм орудие Ф-34 и 85-мм орудие Ф-30 «с баллистикой зенитки».

Наиболее существенным недостатком танков Т-38, Т-26, БТ-7 и Т-28 считалась слабая противопульная бронезащита. У танка Т-34 при формально «противоснарядном» бронировании лобовая броня ослаблялась люком механика-водителя и пулеметным «яблоком», топливные баки располагались непосредственно в боевом отделении.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Ресурс двигателя до (среднего / капительного) ремонта в 1938 г. нормировался (моточасы): Т-38 = 200 / 800; Т-26 = 150 / 600; БТ-7 = 200 / 600; Т-28 = 150 / 300 [Н.Павлов].

Авиадвигатель М-17ф в 1936 г. имел «срок службы в заводских условиях» до 500 часов [под ред. В.Климова].

Ресурс двигателя Т-34 в 1941 г.: «…ресурс «В-2» не превышал 100 моточасов на стенде, а на танке проседал до 40–70 часов…» [А.Исаев].

В 1938 г. на танке Т-28 ресурс составлял: для главного фрикциона – 2435 километров (120 часов); для коробки перемены передач – 2750 км [М.Коломиец].

Изменения конструкции

ПРИМЕЧАНИЯ.

Скорость движения танковых подразделений по полевым дорогам: 12..20 км/час. По плохим дорогам и ночью: 6..10 км/час [Устав БТМВ КА].

Скорость движения по пересеченной местности составляла (км/час): у «пехотных» танков ВМВ ~ 10..13; у «крейсерских» танков ~ 16..19; у «разведывательных» танков ~ 24 [О.Тихонов].

«…Потребность в движении танка выше 20,0 км/час не превышает 4 %...» [Э.Вавилонский].

Т-38.

НАЗНАЧЕНИЕ: универсальный транспортер БТР-380 (~ 3,9 т; экипаж = 1 + 5 чел.).

ПРИМЕР: Универсальный транспортер Universal Carrier (1936 г.).

ПРОТОТИП: Т-38М (1938 г.).

АЛГОРИТМ: Исключение башни. Увеличение толщины «вертикальной» брони до 14 мм, непробиваемой бронебойными пулями винтовочного калибра. Повышение плавучести за счет увеличение высоты корпуса, изменения конструкции и увеличение надстройки (Рисунок 02). Применение компоновки органов управления «по типу Т-20».

Боевая масса Т-20 составляла 3,5..4,1 т [по разным источникам].

-3

Рисунок 02. Универсальный транспортер БТР-380 и его модификации

Т-26.

НАЗНАЧЕНИЕ: малый танк прорыва Т-260 (~ 12,0 т).

ПРИМЕР: пехотный танк R35 (1936 г.).

ПРОТОТИП: Т-26М (1939 г.), СТЗ-35 (1938 г.

АЛГОРИТМ: Перенос управления в левую часть корпуса, сужение корпуса с 1655 до 1400 мм. Снижение высоты корпуса с 1150 до 1050 мм. Изменение угла наклона ВЛД с 80 до 67 градусов [Идея пользователя с никнеймом kv1]. Усиление защиты до 60 мм в лобовой проекции, непробиваемой 47 мм бронебойными снарядами, увеличение толщины бортов до 30 мм (Рисунок 03). Снижение максимальной скорости до 25 км/час и угла подъема до 25 градусов.

Боевая масса Т-26М составляла 12,5..14,0 т [по разным источникам].

-4

Рисунок 03. Малый танк прорыва Т-260 и машины на его базе

БТ-7.

НАЗНАЧЕНИЕ: легкий маневренный танк БТ-7Э (~ 16,0 т).

ПРИМЕР (условно): крейсерский танк Crusader (1940 г.).

ПРОТОТИП: экранированный БТ-7 (1941 г.).

АЛГОРИТМ: Усиление защиты до 50 мм в лобовой проекции, непробиваемой 37 мм бронебойным снарядом, увеличение толщины бортов до 30 мм путем экранирования серийных танков (Рисунок 04). При повышении боевой массы ускоренного износа узлов и деталей не обнаружили. Экранирование приводило либо к усложнению конструкции люка, либо к затрудненной эвакуации механика-водителя через башню.

Боевая масса БТ-7Э составляла 16,7 т [Ю.Пашолок].

-5

Рисунок 04. Легкий маневренный танк БТ-7Э

Т-34.

НАЗНАЧЕНИЕ: средний маневренный танк Т-340 (~ 27,0 т).

ПРИМЕР: нет.

ПРОТОТИП: опытный легкий маневренный танк А-32 (1939 г.).

АЛГОРИТМ: Уменьшение угла наклона верхней лобовой бронедетали с 60 до 45 градусов, увеличение ее толщины до 60 мм, не пробиваемой 50 мм и 76 мм бронебойными снарядами. Перенос люка механика водителя на крышу корпуса. Вертикальные борта и корма корпуса толщиной 45 мм. Перенос топливных баков из боевого отделения в корму корпуса «по типу БТ-7». Установка трехместной башни «по типу Т-28» (Рисунок 05).

Боевая масса Т-34/76 составляла 26,0..30,9 т [А.Карпенко].

-6

Рисунок 05. Средний маневренный танк Т-340

Т-28.

НАЗНАЧЕНИЕ: средний танка прорыва Т-280 (~ 32,0 т).

ПРИМЕР: «тяжелый» танк Char B1 (1935 г.).

ПРОТОТИП: инженерный танк (мостовой) ИТ-28 (1940 г.).

АЛГОРИТМ: Исключение пулеметных башен, изменение конструкции носовой части надстройки, уменьшение высоты корпуса с 1350 мм до 1150 мм. Усиление защиты до 90 мм в лобовой проекции; увеличение толщины бортов до 60 мм. Замена привода и вентилятора охлаждения («по типу БТ-7»), увеличение наклона верхней кормовой бронедетали (Рисунок 06).

Боевая масса Т-28 составляла 25,2..32,0 т [А.Карпенко].

-7

Рисунок 06. Средний танк прорыва Т-280

ПРИМЕЧАНИЯ.

Помимо БТР-380 возможно изготовление трактора-транспортера Тр-380 из 8-мм бронепроката без надстройки и БРДМ-380 с 6-мм крышей и башней от бронеавтомобиля БА-64.

Первый этапа модернизации Т-26 – полное экранирование серийного танка в лобовой проекции до 50 мм и частичное экранирование бортов корпуса до 30 мм, сохранение серийной ходовой части, боевая масса 10,6 т.

Помимо Т-260 возможно изготовление малой «штурмовой» САУ АТ-1Э боевой массой 12,0 т, вооруженной 76-мм орудием КТ-28 или Л-10 с лобовой броней 60 мм и бортовой – 30 мм, оснащенной ходовой частью «по типу LT vz.35».

Производство модифицированной бронетехники

Все модификации довоенной гусеничной бронетехники РККА (БТР-380, Т-260, БТ-7Э, Т-280) могли быть разработаны в 1938 г. и производиться серийно с 01.01.1939 г. до 01.07.1941 г. и позже (производство танка Т-340 с 01.06.1940 г.).

Предполагаемый масштаб выпуска гусеничной бронетехники основан на известных данных о производстве однотипной бронетехники в указанный период [Википедия]. Для 1941 г. расчет за первое полугодие.

Расчет предполагаемого производства универсальных плавающих транспортеров БТР-380 выполнен по данным серийного изготовления трактора-транспортера Т-20 «Комсомолец». Для первого полугодия 1941 г. данные экстраполированы по итогам производства в 1940 г.

Расчет предполагаемого производства малых танков прорыва Т-260 выполнен по данным серийного изготовления танков Т-26. Для первого полугодия 1941 г. данные экстраполированы по итогам производства в 1940 г.

Исходя из трудоемкости экранирования легких маневренных танков БТ-7 (300 человеко-часов) [Ю.Пашолок] определена суммарная численность бригад окружных и армейских мастерских (~ 250 человек) для экранирования ~ 4000 танков БТ-7 за период с 01.01.1939 г. до 01.07.1941 г. Экранирование возможно в ходе средних и капитальных ремонтов.

Расчет предполагаемого производства средних маневренных танков Т-340 выполнен по данным серийного изготовления танков Т-34 в указанный период.

Расчет предполагаемого производства средних танков прорыва Т-280 основан на потенциале ЛКЗ, использованном для изготовления «тяжелых танков прорыва» КВ в 1940..1941 гг. (Рисунок 07).

-8

Рисунок 07. Производство модификаций довоенных танков (сумма без БТ-7Э)

Назначение модифицированной бронетехники

Накануне Великой Отечественной войны в пяти западных приграничных военных округах (ТВД «Запад») РККА сосредоточила 20 номинальных механизированных корпусов, обладающих разным боевым потенциалом. При этом каждый из двух мехкорпусов (17 и 20) имел на вооружении танков меньше, чем требовалось для оснащения двух танковых батальонов.

Мехкорпуса ТВД «Запад» были укомплектованы ~ 510066 чел. личного состава [А.Кравченко]; на их вооружении состояло: ~ 10929 танков; ~ 2016 бронеавтомобилей; ~ 4800 орудий и минометов; ~ 40256 автомобилей; ~ 3098 тягачей (~ 2558 без Т-20); ~ 5709 мотоциклов; ~ 2929 бензоцистерн; ~ 1271 мастерская «А» и «Б» [А.Радзиевский, И.Дроговоз].

Принятие и реализация программы модернизации довоенных танков в 1938 г. и позже, позволяли укомплектовать мехкорпуса РККА: ~ 6033 транспортерами БТР-380; ~ 3835 танками Т-260; ~ 4000 танками БТ-7Э; ~ 1225 танками Т-340; ~ 1815 танками Т-280 (Рисунок 08). Этого количества хватало для оснащения 18 танковых и 18 моторизованных дивизий западных мехкорпусов.

-9

Рисунок 08. Модифицированная бронетехника

Пример сокращенных ТТХ на рисунке: Т-260 (1940 г.) – модель танка и год; 12,0 т – боевая масса; 3 чел. – экипаж; 105 л.с. – мощность двигателя на стенде; 60*30/60*30 мм – толщина брони: корпус – лоб*борт / башня – лоб*борт; 45/46 мм/L – калибр орудия / длина ствола в калибрах

При этом трехбатальонные танковые полки танковых дивизий оснащались 51 «средним танком прорыва» (Т-280) и 108 «малыми танками прорыва» (Т-260), трехбатальонные танковые полки моторизованных дивизий – 51 «средним маневренным танком» (Т-340) и 108 «легкими маневренными танками» (БТ-7Э) (Рисунок 09).

-10

Рисунок 09. Оснащение танковых и моторизованных дивизий

К 22.06.1941 возраст самых «старых» модификаций довоенных танков не превышал 2,5 лет, исчерпание их моторесурса не превышало 50 %. Средневзвешенный запас моторесурса всей модифицированной бронетехники составлял ~ 70 % или 100..140 моточасов до среднего ремонта.

В условиях недостатка техники и вооружения для 20 полнокровных мехкорпусов наиболее рациональным представляется их примерно одинаковое укомплектовании личным составом (для подготовки и обучения) при различном оснащении трех разных типов мехкорпусов (для боевого применения), как и было в реальности (неравномерное оснащение боевой и вспомогательной техникой).

Шесть «боевых» мехкорпусов «А» (например: 1, 4, 6, 8, 12, 15) состояли бы из оснащенных (на достижимом уровне) двух танковых и одной моторизованной дивизии каждый (Рисунок 10). Шесть «сокращенных» мехкорпусов «первой очереди» «Б» (например: 2, 3, 10, 14, 16, 22) состояли бы из оснащенных (на достижимом уровне) одной танковой и одной механизированной дивизии каждый. В этом случае одна танковая дивизия становилась учебной. Шесть «сокращенных» мехкорпусов «второй очереди» «В» (например: 9, 11, 13, 18, 19, 24) состояли бы из одной оснащенной (на достижимом уровне) моторизованной дивизии. В этом случае две танковые дивизии становились учебными. В 17 и 20 мехкорпусах все три дивизии становились учебными.

-11

Рисунок 10. Оснащение трех типов механизированных корпусов

В этом случае боеспособные подвижные дивизии в меньшей степени страдали бы от нехватки транспорта и вооружения. Боевые и вспомогательные машины были способны «поднять» до 2,0 боекомплектов, 2,0 заправок и 4+2 сутодач продовольствия, что по довоенным взглядам и итогам Второй Мировой войны «обеспечивало самостоятельность мехкорпусов при решении задач на глубину» до 100 км при продолжительности боевых действий в течение до 4 суток [О.Лосик, А.Радзиевский], что примерно в 1,5 раза меньше, чем закладывалось в организационно-штатную структуру механизированных корпусов.

*) «Свободный» личный состав западных мехкорпусов (~ 190260 чел.) мог быть предварительно организационно распределен между 244 сводными «стационарными» батальонами в местах постоянной дислокации (на случай внезапного начала боевых действий). Наличного вооружения и техники хватало для оснащения каждого такого батальона: 1 танком (видимо, неисправным), 1 бронеавтомобилем, 2 бронетранспортерами, 2 орудиями и/или минометами, 8 автомобилями, 1 трактором и 1 мотоциклом. Подобные формирования отличались бы слабым вооружением и низкой мобильностью, но их применение в составе подвижных соединений лишь усугубляло логистические проблемы и сдерживало темп продвижения основных сил мехкорпусов.

Заключение

Вопрос отнесения предлагаемых боевых машин к категории «модернизированной», «модифицированной», «новой», «адаптированной» или «созданной на базе» устаревшей бронетехники представляется риторическим и выходит за рамки настоящей заметки.

Изготовление перечисленной модифицированной бронетехники, за исключением БТ-7Э, относится не к модернизации наличных боевых машин в «полевых» условиях, но к запуску их в серийное промышленное производство по предлагаемым проектам.

Универсальный транспортер (БТР-380) являлся единственной модифицированной машиной, адекватной требованиям до конца ВМВ, как в неизменной конфигурации, так в версиях трактора-транспортера Тр-380 и разведывательной машины БРДМ-380.

Малый танк прорыва (Т-260) актуален до середины 1942 г., до насыщения Вермахта 50-мм противотанковыми орудиями PAK 38. Представляется рациональным начать в первой половине 1942 г. производство самоходной артиллерийской установки «сопровождения пехоты» (СУ-260) «на базе» танка Т-260 с применением двигателя ГАЗ-203 (см. СУ-76).

Легкие маневренные танки БТ-7Э могли применятся в боевых условиях до исчерпания наличия в войсках по причине прекращения их производства в 1940 г.

К вопросу защищенности среднего маневренного танка Т-340 после насыщения Вермахта 75-мм противотанковыми орудиями PAK 40 комментариев нет.

Средний танк прорыва Т-280 был способен выполнять функции тяжелого танка до середины 1942 г. (впрочем, танк КВ-1с производился до сентября 1943 г.). Соотношение вооружения, бронезащиты и подвижности Т-280 позволяет отнести его к категории «основных боевых танков» периода ВМВ. Дальнейшая модернизация этой боевой машины основана на замене ординарной ходовой части на ходовую часть «по типу Т-29» с дополнительным пятым катком (допустимая боевая масса ~ 35,5 т) или замена на торсионную подвеску (Рисунок 11). Сохранение традиционной ходовой части после 1942 г. представляется нерациональным.

-12

Рисунок 11. «Основной боевой танк» Красной Армии в 1943 г.

Модернизация / модификация танков Т-260 и Т-280 содержит два этапа. Первый этап характерен минимальными изменениями базовой машины в «переходной модели». В частности, на первом этапе модернизации ходовая часть Т-260 остается неизменной, что ограничивает усиление бронезащиты. Результат второго этапа модернизации Т-260 и Т-280 представлен на рисунках.

*) Низкие параметры скорости и подъема Т-260 – «плата» за усиление брони.

В случае отправки части танков Т-260 и БТ-7Э на восток и/или юг СССР третьи батальоны танковых полков западных мехкорпусов могли быть вооружены ординарными Т-26 и БТ-7 / БТ-5, с неизбежным снижением потенциала мехкорпусов.

Отнесение конкретного мехкорпуса к категории «боевой» или «сокращенный» – условна.

Штатное удельное оснащение автотранспортом мехкорпусов относительно численности личного состава и танков планировалось соответственно: ~ 7,0 чел. / авто; ~ 5,0 авто / танк. В предложенном формировании эти значения составляют: ~ 8,3 чел. / авто (~ 84 % от штата); ~ 3,6 авто / танк (~ 72 % от штата).

Доля исправного автотранспорта в РККА в июне 1941 г. составляла ~ 77 % [Доклад ГАБТУ] или ~ 89 % [Отчет ГАВТУ] от списочного состава.