Найти тему
Лирипип Медиа

Макаренко, Корчак и Монтессори: 5 главных качеств педагога

Быть наставником, значит, передавать своему подопечному знания, опыт и навыки, чтобы помочь ему преодолеть самые сложные моменты профессиональной деятельности. Определить главные качества хорошего педагога специалисты стремятся многие столетия: начиная с Сократа, Платона и Ж. Ж. Руссо, заканчивая Г. Ньюфелдом, У. Сирсом и Ю. Гиппенрейтер. Так какого человека мы по праву можем назвать Наставником? Какими достоинствами он должен обладать, чтобы суметь направить молодое поколение на правильный путь? Попробуем разобраться в этом на примере работ выдающихся педагогов Антона Макаренко, Януша Корчака и Марии Монтессори.

1. Быть всесторонне образованным.

Широкий кругозор – это то, чем в первую очередь должен обладать наставник, был уверен Я. Корчак, который и сам получил медицинское образование.

Так же считал и А. Макаренко. Он писал, что работа воспитателя, учителя, наставника требует от него «больших сил, большого объема способностей». По его мнению, направлять подопечных можно только на примере своей практической деятельности и опыта.

«Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы — и все из-за отсутствия уважения». А. Макаренко.
А. Макаренко
А. Макаренко

2. Уважать младшее поколение.

А. Макаренко был уверен, что взаимное уважение между наставником и подопечным - залог дальнейших доверительных отношений.

Такого же мнения придерживался и Я. Корчак, который писал, что «разумный воспитатель» - это тот, кто опирается на принцип уважения к личности своего подшефного и его прав. Под этим определением он понимал учет психологии ребенка, его индивидуальности и бескорыстие.

«Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно - было б желание научиться». Я. Корчак.
Я. Корчак
Я. Корчак

3. Позволять подопечным быть самостоятельными.

По М. Монтессори, главная задача наставника – помочь молодому поколению сосредоточиться на работе, проявить самостоятельность и индивидуальность. Вмешательство старшего потребуется лишь в том случае, если без него не обойтись.

Подобного принципа придерживался и Я. Корчак. Так, в созданном им «Доме сирот» действовала система детского государства, в котором наставник выполнял роль помощника, что способствовало самовоспитанию подопечных.

«Ребенок - первооткрыватель. Он аморфное, великолепное существо в поисках своей собственной правильной формы». М. Монессори.

4. Общаться с младшим поколением наравне.

М. Монтессори была уверена, что наставник должен уметь общаться с младшим поколением наравне, а не делать из себя ментора. Ее ключевая идея - уважать ребенка наравне со взрослым. Как и М. Монтессори, Я. Корчак призывал наставников считаться с чувствами подопечных: не заставлять их делать или говорить что-либо против воли.

«Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел». М. Монессори.
М. Монтессори
М. Монтессори

5. «Гореть» своим делом.

Основа успеха наставника, по А. Макаренко, - это отношение к своему делу. Он считал, что научить своего подопечного всему необходимому можно лишь в том случае, если внутри у наставника «горит огонь». Потому главное требование, предъявляемое к Учителям, - энтузиазм и любовь к своей деятельности.

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». М. Макаренко.

Еще больше интересного о педагогах и наставниках, об образовании и развитии читайте на канале "Лирипип".

Ю. Гуреева