Непрекращающийся интенсивный обстрел, который продолжался все первые 5 дней июня, привёл к разрушительным последствиям для зданий и коммуникаций Лавры.
1 июня получили капитальные повреждения келейные корпуса № 3 и № 4, здание пошивочной и сапожной мастерских. В последующие дни был очередной артобстрел зоны келий и котельной под скалой. Частично разрушена прямыми попаданиями монастырская ограда. Мощный взрыв в районе гостиничного двора, между корпусами № 9 и № 10 оставил глубокую воронку, повалены деревья, пострадал стоявший автотранспорт и фасады гостиничных корпусов.
3 июня в первой половине дня, когда совершалось отпевание убиенных в Успенском соборе, прямым попаданием снаряда разрушена часть стены ризницы, примыкающей к Покровской церкви, а также помещение поста охраны. Новые повреждения получил памятник архитектуры национального значения Гостиница 1900 года (корпус № 9) 4 июня. Разрушен фронтон северного фасада здания. На набережной перед корпусом появились две большие воронки с торчащими из них гильзами. Складывалось впечатление, что огонь по территории Лавры, начиная с 1 июня, ведётся целенаправленно и прицельно из разных видов артиллерийского оружия. Постоянно возникали очаги пожаров в местах прилёта снарядов, которые своевременно гасили братия обители и пожарные ГУ ГСЧС, находившиеся на территории Лавры. 2 июня первый раз загорелся братский корпус № 4. Сотрудники ГУ ГСЧС вместе с братией погасили пожар. Но к вечеру того же дня пожарные покинули территорию Лавры и г. Святогорска и более уже не появлялись. Все последующие возгорания, которые нередко возникали после прямых попаданий в корпуса обители, братия Лавры тушила собственными силами с помощью трудников и беженцев.
В этих условиях с 1 июня по благословению митрополита Арсения богослужения и вся жизнедеятельность Лавры переместилась в подвальные помещения. Люди были вынуждены постоянно находиться в укрытиях, устроенных во всех корпусах, которые имеют каменные подвалы. Большинство беженцев, в основном женщины с детьми, размещались в подвальных помещениях гостиничного корпуса № 9. Также бомбоубежища обустроены были в подвалах Успенского собора и трапезного корпуса. По состоянию на 1 июня в Лавре находилось около 470 человек: 350 человек, эвакуированных из окрестных сёл и с. Богородичное сестёр лаврского скита и укрывавшихся там местных жителей, и 120 человек братии обители. Владыка Арсений вместе с беженцами и частью братии разместились в подвальном помещении под Успенским собором.
В связи с обстрелами и разрушением жилых домов увеличилось количество местных жителей из Татьяновки и Святогорска, перебравшихся в первых числах июня в убежища Лавры. В связи с нехваткой мест в подвальных помещениях обители, были использованы в качестве убежища залы музея Святогорского заповедника в цокольном этаже корпуса № 6. Богослужения проходили в подвальных помещениях Успенского собора и трапезного корпуса при сотрясении зданий от взрывов.
Непосредственно в помещениях кухни трапезного корпуса, в подвальных помещениях Успенского собора, корпуса № 9 было организовано трёхразовое питание для братии и мирян. Полевые кухни, установленные при входах в братскую и паломническую трапезные, работали с раннего утра до позднего вечера. В связи с опасностью выхода на поверхность питание доставлялось трапезниками и келарями по месту пребывания людей в укрытии. Угроза гибели мирных людей при малейшем нарушении установленных правил и нахождении за пределами выделенных мест укрытия была весьма реальной, что показали дальнейшие события, случившиеся 5 июня.
К утру 5 июня основные силы ВСУ переместились с левого на правый берег по единственному сохранившемуся мосту через Донец в среднем его течении. В районе 7 часов утра заминированный мост был взорван со стороны Лавры. Уничтожены два пролёта. Транспортная связь и возможность пешеходного перехода на левобережную часть города утрачены. Соответственно утрачена возможность транспортной связи со Славянском и Краматорском. Как следствие, прекратилась доставка продуктов, медицинская помощь и другие жизненно необходимые услуги оставшимся в городе жителям. Разрушены и коммуникации энергоснабжения, канализации, проходившие по мосту.
Артобстрел с обеих сторон продолжался с применением самих различной видов артиллерии. Особенно интенсивным он стал во второй половине дня, когда артиллерийские снаряды были направлены в восточную часть комплекса, где расположены гаражи, котельная, входная группа зданий и гостиничные корпуса № 9, 10, 11, 14. Более всего во время обстрела 5 июня пострадал корпус № 14 от прямого попадания снарядов в районе 18:30. К сожалению, в это время там оказались люди. В помещении 1-го этажа находились трое рабочих Лавры, которые оказались в эпицентре взрыва. На них обрушились межэтажные бетонные перекрытия верхних этажей корпуса. Иеродиакон Конон (Болсун) и другие рабочие, несмотря на продолжавшиеся артобстрелы, попытались расчистить завалы и извлечь тела погибших, но накрывшая их многотонная железобетонная плита не позволила это сделать без специальных механизмов и оборудования, которых в Лавре нет. Местная администрация, ГУ ГСЧС и другие организации, которые могли бы оказать помощь, в начале июня уже прекратили всякие контакты с руководством Лавры, поэтому помощи ждать было уже неоткуда. Гостиничный корпус № 14 фактически стал братской могилой для Александра Фадеева, 37 лет, жителя Донецка, в Лавре с ноября 2021 г., по профессии автомеханик, нёс послушание по обслуживанию дизельного оборудования; Ивана Старикова, 27 лет, жителя г. Рубежное Луганской обл., в Лавре с августа 2020 г., трудился на объектах строительства; Эдуарда Петлицкого, 34 года, житель г. Угледар Донецкой обл. в Лавре с сентября 2021 г., трудился на объектах строительства, выполнял ремонтные работы.
Отпевание погибших Ивана Старикова, Эдуарда Петлицкого, Александра Фадеева было совершено 9 июня в 15:00 непосредственно в разрушенном корпусе. Чин погребения совершил архимандрит Амвросий (Бобров) на 2-м этаже гостиничного корпуса № 14. Погребение тел погибших на территории кладбища при церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских стало возможным уже после прекращения активных военных действий на территории Святогорска, когда сотрудниками ГУ ГСЧС были произведены работы по разборке завалов разрушенного корпуса.
5 июня был обстрелян Успенский собор. В районе 16:00 снаряд упал в 10 м от южной стены собора разрушив ограждение. Часть птиц в вольерах погибла. От ударной волны вылетели окна в Успенском соборе, повреждены двери, повсеместно выбоины от осколков на южном фасаде. Осколки повредили не только фасады храма, имеются следы от осколков в стенах интерьера. Артобстрел территории Лавры и её зданий продолжался и вечером 5 июня. От прямого попадания снаряда загорелся крайний бокс в ряду лаврских гаражей напротив взорванного моста. Зарево от пожара наблюдалось и ночью с 5 на 6 июня.
Таким образом, самый серьёзный ущерб был нанесён Святогорской Лавре в первые 5 дней июня месяца, в течение которых серьёзно пострадали не только храмы и корпуса, но и погибли 8 насельников обители, в том числе 5 из числа монашествующих и 3 мирян, трудившихся в обители. Вечная им память!
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2022 г.