Найти в Дзене

Пять жизней одного стихотворения

Я не знаю, когда пора остановиться. Перечитывая стихотворение спустя время, нет-нет да возникает желание поковыряться. С некоторыми стихами это случается реже, с некоторыми — чаще. То слово не понравится, то — строка, то не понравится в целом строфа. Изначально: Под визги оглушительного грома,
Не замечая шустреньких котят,
Лицом к лицу стоящие два дома
Сто лет уже обняться как хотят. С подачи архитекторов заумных
Стоят они покорно, из земных
Уже сто лет без поцелуев лунных,
Без ласк запоминающих, иных… Вот треснула стена второго дома:
Он силится как раненный солдат,
Плевать, что штукатурка от погрома
Вся к чёрту разлетится невпопад… Плевать, что сам, разрушен и унижен,
В итоге будет по своей вине.
За то на пару сантиметров ближе
Окажется к желанной стороне. Визги грома? Разве может гром визжать? А ласки? Запоминающие? Я-то имел ввиду ласки, которые запоминаются: без ласк запоминающихся. А получились ласки с хорошей памятью. Второй вариант: Под рокот оглушительного грома,
Не замечая шус

Я не знаю, когда пора остановиться. Перечитывая стихотворение спустя время, нет-нет да возникает желание поковыряться. С некоторыми стихами это случается реже, с некоторыми — чаще. То слово не понравится, то — строка, то не понравится в целом строфа.

Изначально:

Под визги оглушительного грома,
Не замечая шустреньких котят,
Лицом к лицу стоящие два дома
Сто лет уже обняться как хотят.
С подачи архитекторов заумных
Стоят они покорно, из земных
Уже сто лет без поцелуев лунных,
Без ласк запоминающих, иных…
Вот треснула стена второго дома:
Он силится как раненный солдат,
Плевать, что штукатурка от погрома
Вся к чёрту разлетится невпопад…
Плевать, что сам, разрушен и унижен,
В итоге будет по своей вине.
За то на пару сантиметров ближе
Окажется к желанной стороне.

Визги грома? Разве может гром визжать? А ласки? Запоминающие? Я-то имел ввиду ласки, которые запоминаются: без ласк запоминающихся. А получились ласки с хорошей памятью.

Второй вариант:

Под рокот оглушительного грома,
Не замечая шустреньких котят,
Лицом к лицу стоящие два дома
Сто лет уже обняться как хотят.
С подачи архитекторов заумных
Стоят они покорно, из земных
Уже сто лет без поцелуев лунных,
Без ласк!.. без ласк застенчиво-хмельных.
Вот треснула стена второго дома:
Он силится, как раненный солдат,
Плевать, что штукатурка от погрома
Вся к чёрту разлетится невпопад…
Плевать, что сам разрушен и унижен
В итоге будет по своей вине,
Зато на пару сантиметров ближе
Окажется к желанной стороне.

Ккхотят… Должно бы быть: сто лет как хотят обняться. Думаю: не самый удачный пример инверсии. А еще — с чего бы дому в итоге оказаться униженным? Что постыдного он делает? Всего-то тянется к любимой…

-2

Третья редакция

Под рокот оглушительного грома,
Не замечая шустреньких котят,
Лицом к лицу стоят два ветхих дома,
В прогулке взяться за руки хотят.
С подачи архитекторов заумных
Стоят они покорно (из земных
Уже сто лет!) без ласк подлунных,
Без поцелуев робких, но хмельных…
Вот треснула стена второго дома:
Он силится, как раненый солдат.
Плевать, что штукатурка от погрома
Вся к черту разлетится невпопад;
Плевать ему, он раны сам залижет,
И трещину заделает в стене.
Зато на четверть сантиметра ближе
Окажется к желанной стороне.

Перестало нравиться «В прогулке взяться за руки хотят». Во второй строфе перестали нравиться архитекторы. А в четвертой строке той же строфы получилось какое-то вробкихнохмельных, вробкихнохмехльхнх — нагромождение согласных «х», «н», «м». А возможно просто придираюсь… «Он силится, как раненый солдат». Силиться сделать что? Штукатурка разлетится от ПОГРОМА + НЕВПОПАД? Если дом тянется САМ, то никакого погрома нет и в помине. Насчет «невпопад». Слово это, как и некоторые другие (солдат, заумных, погрома…) вставлено не иначе как для рифмы. Разве кто видел, чтобы штукатурка разлеталась ВПОПАД? Нет. Заменил «пару» на «четверть», потому что у сантиметров нет пар. Слово «пара» используется, если это что-то идет в паре с чем-то: пара носков, пара сапог.

-3

Итого:

Под рокот оглушительного грома,
Не замечая кошку и котят,
Лицом к лицу стоят два ветхих дома,
Друг другу в окна пристально глядят.
С подачи их построивших рабочих
Стоят дома покорно; и молчат
Уже сто лет среди таких же прочих —
Советских дней — послушных старых чад.
Вот треснула стена второго дома:
Он силится шагнуть, с трудом дыша.
Плевать, что штукатурка рухнет с громом,
Все силы брошены, чтоб сделать шаг.
Плевать ему, он раны сам залижет,
И трещину заделает в стене.
Зато на четверть сантиметра ближе
Окажется к желанной стороне.

«А что первый дом?» — задался я вопросом. Он безучастен? Ничего не чувствует? Так же тянется или нет? Для интереса добавил пятую строфу:

Под рокот оглушительного грома,
Не замечая кошку и котят,
Лицом к лицу стоят два ветхих дома,
Друг другу в окна пристально глядят.
С подачи их построивших рабочих
Стоят дома покорно; и молчат
Уже сто лет среди таких же прочих —
Советских дней — послушных старых чад.
Вот треснула стена второго дома:
Он силится шагнуть, с трудом дыша.
Плевать, что штукатурка рухнет с громом,
Все силы брошены, чтоб сделать шаг.
Плевать ему, он раны сам залижет,
И трещину заделает в стене.
Зато на четверть сантиметра ближе
Окажется к желанной стороне.
Стенания влюбленного заслышав,
Молчит, потупив окна, первый дом.
Потрепаны фасад, фундамент, крыша.
А дом напротив – мысли всё о нем.

Не знаю, хуже или лучше итоговый вариант от изначального, и оставлю ли пятую строфу. Но примерно то же самое и происходит с каждым моим стихотворением.

Читайте также:

  • "О, не гляди мне в глаза так пытливо!" / О том, как я украл строку
  • "Как улучшить свое стихотворение?"
  • Почему я горжусь своими рифмами?