Принято считать, что самые удачные модели автомобилей в СССР появились только после Великой Отечественной. Между тем, еще в 30-х годах, в стране были запущены в производство несколько грузовиков, технические характеристики которых находились на мировом уровне. И это относится не столько к трехосному ЯГ-10 грузоподъемностью в 8 т, сколько к его преемнику полноприводному ЯГ-12, являвшемуся выдающимся даже по меркам мирового автопрома. Колесная формула машины 8х8 в сочетании с четырьмя осями давала существенный прирост проходимости, а способность перемещать до 12 т груза полностью соответствовала требованиям армейского заказа.
Советский креатив
Учитывая кратчайшие сроки, поставленные перед конструкторами Ярославского автозавода, ЯГ-12 создавался на базе предшествующей модели с индексом 10. В то же время требовалась создать пригципиально новую машину, способную конкурировать с зарубежными аналогами. Однако технические характеристики и агрегаты ЯГ-10 лишь отчасти соответствовали этим требованиям, поэтому разработка новинки потребовала от советских специалистов создания оригинальных компонентов и нестандартных идей.
Сложность задачи перед коллективом определялось необходимостью объединить два проекта в одном. Во-первых, нужно было обеспечить низкое удельное давление грузовика на почву, что достигалось за счет четырех пар колес. Во-вторых, требовалось обеспечивать повышенное тяговое усилие, необходимое для повышения грузоподъемности - за этот параметр отвечал полный привод.
Кузов и агрегатная часть
Внешне перспективный грузовик походил на своего предшественника ЯГ-10 с той разницей, что задняя часть его рамы была усилена дополнительных усилительных профилей - этого требовала повышенная грузоподъемность машины. В передней части располагалась кабина и двигатель, под которыми располагалась пара осей, два задних моста нашли свое место под кузовом. Одним словом, львиная доля рамы отдавалась под грузовую площадку.
Естественно, ЯГ-12 не мог заимствовать силовой агрегат у ЯГ-10. Поэтому конструкторам Ярославского автозавода ничего не оставалось, как взять зарубежный двигатель. Им оказался 120-сильный атмосферник Континенталь, коробку передач Brown-Lipe новинка заимствовала у “десятки”. Причем трансмиссия имела 2 задних передачи, не говоря уж о 8 переднего.
Технические характеристики
Единственный опытный образец ЯГ-12 советские граждане впервые увидели на параде 7 ноября 1932 года, после чего машина отправилась в профильный институт для дополнительных испытаний. Они подтвердили реальные возможности грузовика, который успешно карабкался по склону в 30°, преодолевал 60-сантиметровые броды и рвы шириной до 1,5 м. Кроме того, советский “Студер” был способен двигаться по снегу глубиной в 0,5 м. Грузоподъемность ЯГ-12 при движении по хорошим дорогам составляла 12 т, на пересеченной местности этот показатель снижался до 8 т. То есть в снаряженном состоянии грузовик весил рекордные 20 т! При этом он потреблял 52 л/100 км, что по меркам тех времен было вполне приемлемо. Правда, максимальная скорость даже при мощном двигателе при движении по шоссе не превышала 45 км/ч.
Закрытие проекта
Несмотря на то, что ЯГ-12 мог использоваться даже в качестве артиллерийского тягача и как автомобиль для народного хозяйства, в серию он не пошел. Даже при всей перспективности этого проекта. В верхах посчитали, что характеристики грузовика тяжелого класса, придачу еще с 4 осями, не являются оптимальными. Кроме того, оно был дороже трехосников, а при массовом производстве могли возникнуть трудности. Увы, но тема советских полноприводных грузовиков с 4 осями была законсервирована до конца 50-х годов…