Вчера закончила читать очередной том.
Итак. Предыдущий том закончился тем, что огромнейшее наследство, лежащее под спудом в течение 150 лет, уплыло из рук иезуитов, которые уже считали его своим, благодаря явлению странной молчаливой дамы. Которая как фокусник кролика из цилиндра предъявила поправку-дополнение к завещанию, которая переносила срок сбора наследников на 1 июня для предъявления своих прав и раздела огромнейшей суммы. Секретарь епископа (господин Роден - скромнейшая личность со всегда опущенными глазами, бесстрастным лицом и нищенской одежде), вдруг ставший его начальником, на собрании своих сообщников после провала с наследством (уточню: наследство семьи Реннепон) вдруг объявил, что берет дело в свои руки и сам теперь принесет ордену ту огромную сумму из завещания.
Начало следующего тома - это описание бедняцкого квартала, где живет новая героиня романа - проститутка Махровая Роза, и куда захаживает секретарь епископа, господин Роден. Чем он занимается в своих бедняцких комнатах, почему приходит изредка - никто не знает. После его ухода религиозный автор Дюмулен, становящийся разнузданным сатиром, когда оставлял свою работу над религиозной пропагандой, нанимает Махровую Розу для какого-то загадочного дела.
В это время запертую в психлечебнице Адриенну де Кардовилль посещает доктор, который сообщает ей, что из лечебницы она не выйдет. Однако явление господина Родена с прокурором и обвинение доктора, а заодно и епископа (своего "начальника"), вызволяет Адриенну из лечебницы в присутствии Дагобера, а также заодно и близнецов, порученных ему (слава богу, в этом томе они больше не появлялись - от описания их глупости, скромности. Чем заслуживает их доверие. И полное непонимание ни доктора, ни епископа. Он обвиняет их, а наедине с Адриенной кается в своем служении епископу, "раскрывает" коварные планы на счет наследства Адриенны и предупреждает о кознях против еще некоторых наследников - индусского принца Джальмы и прогрессивного промышленника господина Гарди. Явление Горбуньи, которая инстинктивно невзлюбила господина Родена, как и он ее, привело к дифирамбам Адриенны в ее честь. Господин Роден всячески пугает Адриенну могуществом иезуитов, которая поначалу не воспринимает это всерьез. Но ему удается ее убедить. Потом на сцене появился Дагобер, которому господин Роден вернул его орденский крест, и отец близнецов. Которому господин Роден вернул девочек из монастыря. Все радостны и счастливы, все доверяют господину Родену. Занавес.
Дальше идет развитие интриги господина Родена. Внезапная встреча принца Джальмы и Адриенны, из взаимная любовь и которых убеждают в том, что они друг друга не любят (принц везде появляется с Махровой Розой - для этого понадобилось ее нанимать через подставное лицо в виде религиозного автора иезуитской газеты), устранение Горбуньи из дома Адриенны (дама взяла ее к себе, как и близнецов, как и наняла анонимно принцу один из домов) благодаря гнусной интриге господина Родена, бунт, поднятый беднотой Парижа против рабочих промышленника Гарди, в результате чего был сожжен его завод и увезена неведомо куда его любовь (из намеков Эжена Сю я так и не поняла - это была его любовница, которую блюла ее мать, или его дочь, мать которой вела себя весьма странно).
А в цирке принц Джальма, явившийся в сопровождении Махровой Розы, на глазах Адриенны, уронившей букет из ложи на сцену, кидается за ним и вырывает его из пасти пантеры.
Следующим актом была сцена, когда на холме под Парижем появляется Агасфер. Он уверен, что зеленый призрак холеры держит его за руку и хочет войти с ним в Париж. Пытается вымолить у бога провести его мимо этого города. Однако...
В Париж пришла холера. Одной из первых жертв ее стал господин Роден. Явившийся Габриэль, срочно зачем-то вызванный из маленького прихода господином Роденом, застает его умирающим. господин Роден, вроде как, раскаивается и просит прощения у Габриэля. И, вроде как, умирает (намек Эжена Сю в сноске).
Из-за холеры и инсинуаций иезуитов в Париже начинаются волнения. И том заканчивается тем, что на аббата нападает чернь.
И в данном томе автором представлено много сентенций о благородном труде рабочих (Агасфер в изображении Эжена Сю это ремесленник, который переживает за свой род вообще и ремесленников в частности), которые вынуждены прозябать в нищете, тяжко работать целыми днями за мизерную плату, жить в скотских условиях, сохраняя чистоту помыслов и благородство души. Также автор описывает, почему бедные девушки становятся проститутками. ПО-прежнему замечательны описания автором природы, обстановки в доме, одежды персонажей. Но в описании воинствующей толпы автор придерживается какого-то ослепления благородством. Толпа это глупое животное. Люди в толпе не мыслят, а поддаются стадным инстинктам. В агрессивной толпе люди не слушают умных слов и увещеваний. Только то, что подпитывает ее скотское поведение, агрессию и страсть к разрушению и убийству. Поэтому описание бунта мне было читать смешно. Также автор по-прежнему описывает своих одних героев сплошь благородными, других - исчадиями зла и предательства. Благородный рабочий с чистыми помыслами и порывами души, честные проститутки, гордые нищенки и зеленщицы. Мой бог... Автор явно не присутствовал при бунте черни и не жил в трущобах. Только ПРЕБЫВАЛ ТАМ время от времени (судя по его биографии). Автор явно лучше знал светское общество, чем "третье сословие" рабочих и ремесленников. Непонятно и то, почему вдруг Агасфер приносит с собой холеру. И почему именно холеру, а не чуму, что было бы логично. Видимо, чтобы уложиться в исторические реалии (автором в сносках приводятся одни документы и ссылки на другие).
Начала читать следующий - последний - том. Ничего сверхъестественного не жду. Надеюсь только не заснуть, пока дочитаю до конца.