Найти в Дзене

Мэри Вигман: записки трудоголика

Автор текста: Алексей Мокроусов

Жизнь Мэри Вигман можно описать в трех словах: танцевала, ставила танцы, преподавала танцы. Книга добавляет еще одно: писала о танцах. Как хореограф, Вигман владела словом; сам сборник составлен другом последних лет ее жизни, Вальтером Соррелом. Сюда вошли ее воспоминания, статьи, материалы к американским гастролям 1930-х годов и о годах нацизма, лекции и выступления. К воспоминаниям сам Соррел призывал отнестись взвешенно: «Просматривая записи Мэри Вигман, я обнаружил, что она неоднократно — в разное время, всякий раз немного по-другому — пыталась рассказать историю своей жизни. Часто Мэри уступала искушению перебить саму себя и переписывала заново то, что хотела сказать.»

Впрочем, результаты порой выглядят блестяще. Характеристика 20-х годов – образец умения обобщать, не впадая в трюизмы: «Сейчас говорят о «золотых двадцатых», несколько идеализируя ту эпоху. Для нас, переживших те годы, в них не было ни блеска, ни славы. Это было время борьбы, время отторжения всего, что покрылось пылью, ржавчиной или патиной традиций. Однако часто забывают, что за напускным блеском и ностальгией скрывается упорный, неустанный труд.

Во время Первой мировой войны творческие силы практически полностью погрязли в болоте бездействия, но в двадцатые годы в художественных кругах вновь бурлила неудержимая энергия. Накопленные силы прорвались наружу. Во всех видах искусства одновременно кипела важнейшая работа. Все казалось новым и неизведанным, словно до этого ничего не происходило. Противоположности сталкивались, конфликты обострялись до предела, позиции сближались, и все это приносило самые удивительные результаты.»

Вигман – событие в мировой истории танца, не случайно сборник вышел в серии GARAGE DANCE, вместе с книгами Пины Бауш и Марты Грэм, среди новинок – исследование Андре Лепеки о хореографах последних 40 лет «Исчерпывая танец. Перформанс и политика движения». Вигман стояла у истоков нового немецкого танца, называемого сегодня «выразительным», экспрессивным, Ausdruckstanz, ею восхищался Макс Рейнхардт, на ее выступления приходил Эйнштейн, турне в Америке занимался Сол Юрок, позднее занимавшийся гастролями Большого театра. Художники ее обожали – от Эмиля Нольде, посоветовавшего ехать к великому реформатору Рудольфу Лабану, до Оскара Кокошки, писавшего, что Вигман перевела экспрессионизм на язык танца. При этом учиться она начала поздно, лишь в 24 года поступила на курс «Ритмической гимнастики» в Институт Далькроза в Хеллерау, где честно получила диплом преподавателя метода Далькроза. Но подлинным наставником стал именно Лабан, к нему в коммуну в Монте Верита вблизи швейцарской Асконы она приехала перед войной, вскоре стала его ассистентом, в его программе впервые показала хрестоматийный ныне «Танец ведьмы».

Полностью здесь https://morebook.ru/tema/iskusstvo/item/1642545192416