Найти тему

ПОЗВОЛЬ МНЕ МЫСЛИТЬ САМОМУ!

– Скажи, для чего на Земле так много всего – разнообразных растений, животных? И даже рисунок на листочках одного и того же дерева никогда не повторяется!

Алекса (внучка, 5 лет):
– Это чтобы у Земли было много чувств!

Варя (внучка, 5 лет):
– Это чтобы Земля была крепкой!

……………………………………………………………………………

Мы точно недооцениваем своих детей. И многое пропускаем из того, что нужно в раннем возрасте для более полного раскрытия их мыслительного потенциала.

В нашей Красноярской народной школе мы сейчас делаем всё для того, чтобы своя мысль у ребенка укреплялась с каждым занятием. И смогла не только охватить пониманием базовые законы природы, от которых зависит жизнь человека, но и всё происходящее в обществе в настоящее время. Чтобы ребёнок нашёл своё неповторимое, индивидуальное место в социуме, исполнил призвание и прожил полноценную, счастливую жизнь, ощущая радость от созидательного труда и своего полезного вклада в общее будущее.

Для этого мы на каждом занятии (а они у нас проходят раз в неделю в городской среде) отдаём трибуну детям. И говорят с неё, в основном, только они, приходя заранее подготовленными, размышляя, рассуждая на жизненно важные и интересные темы.

Мы начали с того, какой и из чего стоит строить свой дом, чем отделать его стены, потолок и пол. Какую мебель, посуду, бытовую химию, игрушки, одежду и обувь стоит использовать, чтобы среда обитания твоей семьи была полноценной и здоровой.
Дети очень обрадовались, что предмет наш главный, который мы назвали «Родолад», — это уроки без учителя. И что готовиться и выступать будут только юные ученики. А взрослые – слушать и помогать вопросами на уточнение. Взрослые, конечно, могут содействовать детям в подготовке, но лишь по просьбе самих детей. Заметим, однако, что те фактически и не просят!

Так прошла наша пробная весенняя сессия, и все дети сохранили устойчивый интерес к этим занятиям, к самоподготовке. Причём они всегда сами выбирали наиболее природные, биоразлагаемые и экологически безвредные вещества и материалы
для своего настоящего и будущего. Юные участники самостоятельно обосновывали свой выбор и задавали друг другу вопросы. Это, согласитесь, прекрасный результат!

Однако нам хотелось, чтобы дети более целостно охватили обширный мир Природы и законы жизни на Земле, от которых зависит и наша людская жизнь тоже. Чтобы они осознанно восприняли себя частью нашей живой планеты. Поэтому нынешней осенью мы добавили в занятия такой разворот этой тематики - Биосфера и Человек.

Технологии «предмет без учителя» и «коллективное познание» мы дополнили позиционной технологией («тезисы», «понятия», «схема», «символ», «поэзия», «театр» и др.), чтобы лучше складывалось понимание и меньше было повторов при изложении одной и той же темы.

Признаюсь, что мы немного переживали: “Будет ли детям интересно? Не откажутся ли они погружаться в теорию, причем довольно-таки сложную?”

И – о радость! Наши дети нырнули в этот формат с таким же усердием, как и в разбор повседневной, очевидной практики! Важный момент: чтобы объёмно раскрыть содержание, на одном занятии должно пройти не менее шести выступлений по одной теме.

3 и 4 ноября, во время недавних каникул, мы попробовали ещё одну новинку. Собрав воедино все наши представления об этой методике, мы провели выездное погружение в химию. Происходило всё на на одной из ближайших к Красноярску баз отдыха и в общем доме поселения родовых поместий “Добросвет”. В погружении участвовала разновозрастная группа: девять детей от 7 до 15 лет и пятеро взрослых.

«Учителями» стали наши два девятиклассника. Они вначале прошли методическое занятие с опытным учителем химии (со мной), а затем уже на погружении объяснили младшим всё, что сами знали. Про строение атома, устройство таблицы Менделеева и химические связи. Таблицу, кстати, пришлось спонтанно и срочно изготавливать самим, но это только усилило эффект погружения. А изучаемые объекты ребята моделировали из подручных материалов: кубиков «лего», пластилина и т.п. Даже наши семилетки хорошо поняли тему и с восторгом потом обо всём рассказывали!

Важно, что наши подходы помогают детям синтезировать информацию и складывать свою цельную картину Мира, осознавая себя в нём нужной и значимой частичкой. Мы видим, что у нас это получается!

А ещё мы убеждены, что наши подходы к организации занятий легко можно применять в любой подобной семейной группе, включая школы и иные образовательные центры в поселениях родовых поместий!

Детальнее познакомиться с нашей практикой можно в группе народной школы «Свет зари» ВКонтакте: https://vk.com/shkolasvetzari

Пишите нам, с удовольствием ответим на ваши вопросы.

Юлия Осипова, кандидат педагогических наук (ПРП «Добросвет», Красноярский край)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц