Найти тему
Прихожанин

Введение во храм и храм Введения

4 декабря (по новому стилю) православные отмечают один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Верующие хорошо знают историю о том, как праведные Иоаким и Анна молили Господа даровать им ребенка, и Господь услышал их молитвы. И как дали они обет посвятить свое единственное чадо Богу. Как привели Иоаким и Анна свою трехлетнюю Дочь Марию к дверям святого храма, и маленькая девочка самостоятельно преодолела 15 ступеней, что вели к дверям храма, войдя в него, как в родной дом. При входе в храм Пресвятую Богородицу встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. По наитию Святого Духа он узнал в ребенке великое предначертание и ввел трехлетнюю Марию во Святая Святых – в святилище, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, да и он мог сделать это лишь раз в год.

Вот как описал Введение во храм Пресвятой Девы Марии святитель Григорий Палама: «…И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя – Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу… Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов».

Праздник Введения всегда был и остается особо почитаемым у православных христиан в России. На это указывает и количество посвящений: около трехсот пятидесяти Введенских храмов и монастырей!

Но сейчас речь пойдет лишь об одном храме – Введенском соборе ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Монастыря, занимающего особое место в русской духовности и культуре нашей страны.

Уникальная жемчужина веры расположена, как писали в давние времена, в трех верстах от Козельска, старинного городка Калужской губернии, на правом берегу реки Жиздры. Сюда за утешением и поддержкой приезжали люди буквально со всей России: и самые простые, и самые именитые. Здесь побывали Жуковский, Тютчев и Тургенев, Чайковский и Есенин. Сюда, в Оптину пустынь, философ Владимир Соловьев привез своего друга, писателя Федора Достоевского, когда тот переживал тяжелую драму – смерть сына. Пять раз в Оптину приезжал и даже приходил пешком, пытаясь обрести успокоение своей души, Лев Толстой. Недаром отец Павел Флоренский называл Оптину пустынь «духовной санаторией многих израненных душ».

-2

Это об Оптиной написал часто посещавший монастырь Николай Васильевич Гоголь в письме графу А.П. Толстому: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении… Нигде я не видел таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью Ангелов, лучезарною простотою обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

…К сожалению, нет источников, точно доказывающих, как, когда и кем был основан монастырь. Существует предание, повествующее о его зарождении. По одной версии, обитель основал раскаявшийся разбойник, которого якобы звали Опта, – позже он был пострижен в монашество с именем Макарий. По другой, Оптина пустынь обязана своим рождением монахолюбивому князю Владимиру Храброму. Есть и третья версия, согласно которой название «Оптина» происходит от слова «опт», «общее», то есть монастырь, где вместе подвизались и монахи, и монахини. Такие монастыри существовали на Руси до середины XVI века, когда они были упразднены постановлением Стоглавого Собора.

И хотя рождение Оптиной скрыто от нас – и, возможно, не случайно – завесой тайны, но уже в начале XVII века в писцовых книгах Козельска появляется упоминание о монастыре как о «государевом богомолье». Там же записано, что в монастыре есть «церковь Введения Пречистая Богородицы древяна <…> и шесть келий, а в них старцы – черный священник Феодорит с братией».

Так что мы знаем, что храм Введения Пресвятой Богородицы – пусть пока еще и деревянный – уже в XVI столетии стоял в лесном бору на берегу Жиздры. Потом его сломали и в 1689 году, при попечении местных бояр Шепелевых, выстроили первый каменный собор, опять же во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Пафнутия Боровского. Позже, в середине XVIII века, поскольку собор сильно обветшал, было решено соорудить новый, более просторный. С южной стороны в нем имелся придел преподобного Пафнутия Боровского, с северной – святого великомученика Феодора Стратилата.

-3

В XIX веке Введенский храм расширили за счет пристройки двух новых приделов. С юга появился придел в честь святителя Николая Чудотворца, а в новый северный перенесли прежний придел в честь преподобного Пафнутия Боровского, переместив придел, посвященный великомученику Феодору Стратилату, в Казанский собор.

Необходимо отметить, что Оптина пустынь многим обязана упомянутому боярскому роду Шепелевых. В 1684 году царевы стольники Андрей и Иван Шепелевы привезли в еще деревянный Введенский храм святые иконы: Образ Спасителя, Пресвятой Богородицы, чудотворца Пафнутия Боровского, Царские врата и образ святого Георгия Победоносца.

Когда во время реформ царя Петра I у монастыря отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а спустя 20 лет обедневшая обитель указом Святого Синода была совсем упразднена как «малобратный монастырь», – Господь не позволил сгинуть в забвении будущему светильнику русской веры. Уже через два года стольник Андрей Шепелев просит Екатерину I восстановить Оптину пустынь. И его ходатайство услышано. По повелению царицы Синод восстанавливает монастырь, и в родные места возвращаются двенадцать оптинских монахов.

Активно покровительствует Оптиной пустыни и сын стольника Андрея Шепелева – обер-гофмаршал при дворе императрицы Елизаветы Дмитрий Шепелев. В 1740 году на его средства строится Николаевская (Никольская) церковь. А позже начинается то самое строительство нового храма Введения Пресвятой Богородицы, вместо обветшавшего. Недаром в хрониках Оптиной пустыни записано, что храм был воздвигнут на пожертвования «всякого чина людей и главным образом семьи Шепелевых».

В 1759 году Дмитрий Шепелев умирает, но продолжение дела берет на себя его племянница – Елизавета Шепелева. Как свидетельствуют Оптинские хроники, в 1769–1770 годах «иждивением Елизаветы Никитичны Шепелевой при игумене Аристархе строится сначала колокольня, а затем завершается полная отделка Введенского собора в Оптиной пустыни».

Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский

В начале XIX века начался знаменитый расцвет Оптиной. Со всей России в монастырь поступали пожертвования, позволившие приобрести угодья, построить мельницу, обустроить каменные здания. Страждущие потянулись на берега Жиздры к голубым куполам с золотыми крестами Введенского храма, и Оптина пустынь стала одним из духовных центров России.

К концу XIX века здесь подвизались около двухсот монахов… Но наступил 1917 год, и на Россию обрушились страшные времена кровавого беспредела. В 1923 году по приказу большевиков храмы Оптиной пустыни были запечатаны, а настоятель отец Нектарий арестован. Еще спустя шесть лет, в 1929 году, были арестованы все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием: кто был расстрелян, кто закончил жизнь в тяжелой ссылке.

-5

…Темная ночь всегда отступает перед лучами утреннего солнца. В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение: 17 ноября все монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, а уже 3 июня 1988 года в обители начались богослужения. 23 октября 2013 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Введенского собора Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и Божественную литургию в новоосвященном храме, где накануне была установлена рака с честными мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Сейчас во Введенском соборе Оптиной пустыни находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери, а также икона Божией Матери «Спорительница хлебов», которая была написана по благословению преподобного Амвросия после явления ему Божией Матери.

Петр Селинов