К одной из моих статей был очень интересный комментарий, который заставил меня задуматься: А правильно ли я себя веду с Никитой? Вот он кусается, а я не наказываю. Я ругаю конечно, но не наказываю. Или вообще правильно ли, что ругаю?
Когда мы приучали его к горшку, была интересная ситуация. Он быстро понял, что к чему и стал делать все, как надо. Но не всегда.
И на старушку бывает прорушка, как известно. И, когда он какал или писал в штаны, мы говорили: Ай-Яй-Яй! Надо на горшочек ходить.
Особенно муж возмущался.
В общем сначала нам пришлось провести работу над собой и совсем перестать ругать его, любить любым, даже с мокрыми штанами. И вот, прошел один день, за этот день я переодевала его семь раз. Молча, при этом целуя и обнимая. И на следующий день он снова начал пользоваться горшочком. Сам. Без уговоров и напоминаний.
И сейчас нам с его кусачестью похоже предстоит та же работа.
-Давай не будем его ругать! – говорю я Диме. – Попробуем просто молча потерпеть.
-Давай.
Такая философия. И вот сегодня, когда прямо во время детской истерики Никита порывался меня укусить, Дима начал его ругать.
- Не ругай, не надо. – напомнила я мужу про наш уговор.
И ребенок переключился с меня на резиновую грушу после этих слов. Не тогда, когда ему сказали: Ай-яй-яй. А после того, как я приняла его истерику и не стала ругать. И муж не стал вслед за мной.
А вообще для меня все это – то, как я воспитываю ребенка, выход из системы. Из той системы, которая из поколения в поколение использовалась в нашей семье. Когда детей нельзя баловать, нельзя любить открыто. Надо наказывать и порицать за непослушание и т.д.
Жена моего брата - очень хорошая мама. Просто эталон мамы для меня.
Она и с моим ребенком может договориться гораздо быстрее и легче чем я.
И не только потому что со мной он себе больше позволяет. Нет, я считаю, что будь она его мамой, она бы справилась проще и легче.
Просто потому что у нее другая система воспитания. И она в такой системе выросла. Другой она и не знает.
И мы как с разных галактик, смотрим на одно и тоже, а видим каждый своё. То, что кажется просто ей, сложно для меня.
Там, где для неё широкая и твердая дорога, я иду на ощупь, в темноте, осторожно пробую каждый свой шаг и поворот.
И вот бывает так, смотрит один человек, имеющий свою систему воспитания из своей галактики, на какую-нибудь ситуацию и думает такой: Ой! Да все же просто! Что ж он так делает, это неправильно. Вот так ведь надо. Вот я бы…
А другой не может так. Он в своей системе варится и там не видно таких легких путей, там другие. А они не нравятся, не подходят, пугают. И человек в ступоре.
Одну мою знакомую в подростковом возрасте родители сильно били, потому что встречалась не с тем мальчиком. Отец ремнем, мать проводом и одновременно, с разных сторон. Она рассказывает и плачет, а своих детей не бьет. Её ребенок уже подросток, он не слушается, нервы мотает, а она не знает, как справится. Система воспитания родителей, где детей бьют, ее не устраивает, а новой она не знает. Не видит.
-Ремнем его надо. - Говорят ей близкие. А она в такие моменты чувствует боль за себя-девочку подростка и за своего ребенка, и не может так. Никак не может. Пусть лучше не слушается.
Мои родители так сильно меня не били. Вопрос здесь не в этом. Предполагаю, что система воспитания, принятая в моей семье, пришла к нам из глубины веков, еще от моей пра-пра-пра-прабабушки-раскольницы. И очень устарела.
Если я применяю её к Никите, все становится только хуже у нас с ним.
Я не вижу и не знаю, как по-другому. Но чувствую и следую на ощупь вслед за своим сердцем, чтобы воспитать своего ребенка как-то иначе, в другой системе. Хотя бы немного в другой.
Ведь ему нужно открытое проявление любви и полное принятие его любым: сопливым, грязным, непослушным, громким, балующимся, кусающимся и т. д.
А что нужно вашему ребенку? Вы знаете?