Отрывок из книги Дениса Козлова «Персидский поход» (из серии «Путешествия. Козлов»)
Эпиграф
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
(с) С. Есенин
Шираз встретил меня шарадами. С терминала поехал в аэропорт, где и отдал оставшиеся туманы за билет до Киша. Вопреки моим ожиданиям, обменника там не оказалось и на кармане осталось 10 тыс туманов. За эту сумму даже до города никто везти не хотел. Задача осложнялась тем, что в город надо было СРОЧНО! Знакомство с Ширазом хотел начать с посещения особенной достопримечательности. Розовая мечеть, как ее называют. Причем, розовая она только в определенное время суток. На восходе солнца. Пошел за территорию аэропорта, где через 10 минут поймал савари до «розовой мечети» Надир Аль Мульк. Мечеть обычная, но благодаря особым витражам, на восходе она озаряется красивым розовым светом внутри. Кроме того, что нужно было «поймать» восход солнца, хотелось еще, чтобы в это время посетителей было бы немного. А в идеале бы чтоб я был единственным посетителем. Чтоб насладиться моментом. Когда мы приехали к мечети, она еще была закрыта. И восход не наступил. Пока была закрыта мечеть – я озадачился разменом валюты. Уже открылись 3 банка в округе, но нигде не меняли денег. Зато в одном из банков я узнал, какое на тот момент было число по мусульманскому календарю. К моему изумлению, на дворе было 22 мая 1394 года. Вот уж ни за что бы не подумал. Ни по одной позиции не было совпадения. Месяц на дворе (по нашему календарю) был – август. Число - десятое. Ну и год явно не 1394й. Менеджер одного из банков поймал мне такси до обменника. Но я не поехал. Открылась мечеть. Вход стОил 10 тыс туманов. Туманов у меня не осталось. Даю 4 доллара (по обменному курсу). Кассир недоверчиво покрутил их в руках, вернул их мне и пропустил бесплатно. Я был первым и единственным посетителем на тот момент. Красота! Ничто не мешало мне наслаждаться моментом. В ходе подготовки моего похода Шираз (и эта мечеть, в частности) стояли особняком. Я много раз представлял себе, как буду прогуливаться внутри залитой розовым светом мечети, ступая босыми ногами по персидским коврам. Слушая тишину, вдыхая пустоту и впитывая кожей это безмятежное одиночество на чужбине.
Сполна вкусив восходящего иранского солнца, играющего своими первыми лучами по мозаике окон, вышел прогуляться в сад. Там уже появились первые туристы. Японцы. Немного припозднились. А вот кто рано встает, тому Бог подает, как говорят в России.
Скажу откровенно, оно того стОило! Я практически не спал и в автобусе, пока ехали из Йезда в Шираз. Уж больно много было впечатлений. И в Шираз приехали рано, еще затемно. Плюс к тому, до восхода солнца успел пулей сгонять в аэропорт, решить вопрос с самолетом на вечер. Теперь у меня в распоряжении было времени до вечера, чтобы успеть осмотреть город и даже окрестности. Запланирована была и вылазка в Персеполис. Он находится на некотором удалении от Шираза и примечателен тем, что именно там, в Персеполисе, остановилась империя Александра Македонского.
А чтобы все это успеть, необходимо было поспешать. На выходе подарил кассиру открытку с видом Самары. Он был рад. Все-таки, правильно сделал, что на такие случаи накупил в России разных сувениров. Когда деньгами отблагодарить кого-то из местных жителей неудобно, но отблагодарить хочется, то вот такие сувениры незаменимы. Не раз они меня выручали. И Еще не раз они меня выручат. Самое время теперь искать обменник и ехать в Персеполис. Поймал такси, договорились на 5 тыс туманов. Которых у меня, как мы помним, не было. Приехав, даю ему 2$. Он пучит глаза и что-то кричит. Похоже на «Что это? Что это, я тебя спрашиваю?! Пуль! Пуль!» (Пуль – это деньги по-фарси.) С улицы к нам в машину через окно засунулся какой-то мужчина, дал таксисту 5 тыс туманов и забрал эти 2 доллара. Он оказался менялой. Вот что значит – нюх! У него и обменял нужную мне сумму. Он сдал крупными. Вспомнилось Есенинское:
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю:
"Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное "люблю" ?
В городском рейсовом автобусе банкноту в полмиллиона риалов сочли за проездной и выпустили бесплатно. Приехал на терминал (автовокзал по-фарси). Стал искать автобус до Персеполиса. Тут же окружила стая таксистов. По мере моего приближения к автобусам они нервничали все сильнее и кричали все громче. Я понял, что на верном пути. Сел в автобус за 2000. От городка до музея надо еще ехать. Снова таксисты. Один предлагает «вся машина за 10 тыс!» (дармас). Я проехал 50 км за 2000 не для того, чтобы 2 км ехать за 10 тыс. Обозначил цену в 5 тыс, пошел к савари. Там как раз одно место свободное. Он тоже отказался. Я сделал вид, что ухожу. Оба согласились на 5 тыс. Я сел в савари. На вопрос таксиста – «почему не сел в свободное такси?», сказал, что тот другой – Али-Баба. (на фарси Али-Баба = вор). По пути меня стали расспрашивать, хочу ли я посмотреть только Персеполис и усыпальни Накше-Рустам или что-то еще хочу посмотреть? В моих планах было только 2 пункта. Но пассажир сзади сказал, что он арендовал такси до 2х часов дня и в программе 4 пункта. Предложил мне разделить сумму пополам. Мотивировав тем, что он – с семьей, а я один, сказал ему, что не 50/50, а 25/75 я согласен. В итоге договорились. Это были Древний персидский город Пасаргады и по пути к нему были наскальные рельефные изображения Накше-Раджаб, наподобие тех, что были в Накше-Рустам.
Мы помчались в Персеполис…
Отрывок из книги Дениса Козлова «Персидский поход» (из серии «Путешествия. Козлов»)