Найти в Дзене
ArmInfo

Ваге Давтян: Транспортная инфраструктура Армении пока не готова к новой геоэкономической конфигурации

АрмИнфо.Периодически звучащие из Индии заявления о необходимости формирования международного транспортного коридора <Север-Юг> через Армению полностью вписывается в контекст геополитических событий, происходящих на Большом Ближнем Востоке. Такое мнение в беседе с корреспондентом АрмИнфо выразил эксперт по вопросам развития транснациональных международных инфраструктурных проектов, доктор политических наук Ваге Давтян.

По его словам, речь прежде всего идет об индийско-китайском геостратегическом соперничестве, которое, хотя и не столь ярко выражено сегодня, однако имеет высокий потенциал углубления с учетом далеко идущих геополитических амбиций Индии. Два государства попытаются позиционировать себя как ведущие державы в Азии, что также находит отражение в сфере транспорта и логистики.

В частности, мотивы заявлений Нью-Дели следует искать в логике традиционного противопоставления отношений Индия-Армения и Азербайджан-Пакистан. В настоящее время порт Чабахар, строящийся на юго-востоке Ирана, призван обеспечить морское сообщение с индийским портом Мумбаи, также здесь планируется создать ирано-индийскую свободную экономическую зону. В то же время Китай активно поддерживает проект порта Гвадар в Пакистане, который рассматривается как ключевой конкурент иранскому Чабахару.

Принимая во внимание конфликт между Индией и Пакистаном и, с другой стороны, постоянно углубляющиеся отношения между Пакистаном и Азербайджаном, становится ясно, что позиция Нью- Дели направлена не столько в адрес Баку, сколько в адрес своего прямого соперника - Пакистана.  Эксперт отметил те обстоятельства, что иранский Чабахар имеет ряд преимуществ перед пакистанским Гвадаром, и, пожалуй, самое важное заключается в том, что международные санкции против Ирана обходят данный проект, учитывая его стратегическую важность для налаживания транспортного сообщения с Афганистаном.

При этом важно понимать, что участниками соглашения о формировании международного транспортного коридора <Север-Юг> являются не только Индия и Иран, но и Россия, Казахстан, Беларусь, Омар, Сирия, Армения и Азербайджан. География коридора определяется коллегиально. По большому счету, проект направлен на соединение Северного моря Европы с Индийским океаном.  Страны, являющиеся сторонами соглашения, решают, по какому маршруту будет осуществляться это соединение. Учитывая наличие среди них Азербайджана или того же тюркского Казахстана, можно предположить, что подобное <проармянское> решение будет принято не так легко.

Кстати, как заметил Давтян, год назад первый контейнерный поезд из Санкт-Петербурга в Мумбаи был направлен с использованием железной дороги Азербайджана. В этом же контексте очень интересны последние заявления министра энергетики Ирана о планах по обмену электроэнергией между Ираном, Арменией, Азербайджаном и Россией. Фактически, на наших глазах пересматривается стратегия электроэнергетического коридора <Север-Юг> Иран-Армения-Грузия-Россия, продвигаемая еще с 2016 г.

Однако, по мнению Давтяна, даже если представить, что будет принято действительно положительное решение о формировании геоэкономической конфигурации, исходящей из интересов Армении, встает вопрос, а готова ли к этому Армения со своей транспортной инфраструктурой? Скорее нет, чем да.  Прежде всего, проблема упирается в строительство автомагистрали <Север-Юг>, которое сегодня осуществляется недопустимо медленными темпами. Наличие этой дороги может повысить привлекательность Армении с точки зрения обеспечения мультимодальной связи между Персидским заливом и Черным морем, что сделает Армению полноправным игроком в региональной транспортной архитектуре.