Тбилисское метро — первое метро на Кавказе

163 прочитали

Жителям современных мегаполисов сложно вообразить себе жизнь без метро: на работу подземки не влияют погодные условия, стоимость проезда не зависит от алгоритмов агрегаторов, а время в пути можно рассчитать с точностью до минуты. В общем, кажется, что в больших городах метро было всегда — еще во времена Второй мировой британцы прятались от немецких истребителей в лондонском метро, самом старом в мире.

Конечно, так было не всегда. В Тбилиси, например, первые разговоры о метро зазвучали на излете сталинской эпохи, в 1952 г. А сам метрополитен появился и вовсе только в 1966 году, став четвертым по счету в СССР — сначала метро появилось в Москве, Петербурге и Киеве, — но первым на Кавказе.

Строго говоря, даже тогда, в 1966 г. метро Тбилиси не полагалось — его строили только в городах-миллионниках. В семидесятые в столице грузинской республики проживало лишь 600 тысяч человек. Но как это часто бывает, стараниями одного инициативного и влиятельного человека, первого секретаря ЦК партии Грузии Василия Мжаванадзе, проекту дали ход.

Вся история тбилисского метро — это история сложностей и их преодоления. Удачные инженерно-геологические условия строительства, расположение города вдоль реки Куры обещали быструю и успешную работу. Проекты архитекторов потрясали воображение — убранством отделки тбилисский метрополитен должен был не уступать московскому. Но денег не хватало, финансирование урезали, и в результате первый участок подземки открыли только спустя 14 лет после начала строительства — и, конечно, выглядели станции скромнее смелых проектов.

Наземная станция метро "Дидубе" Тбилисского метрополитена
Наземная станция метро "Дидубе" Тбилисского метрополитена

11 января 1966 года торжественно запустили движение на участке Дидубе-Руставели. Тогда метро состояло всего из одной ветки, соединившей густонаселенный район Дидубе с оживленным проспектом Руставели, на шесть станций.

Город рос, росла нагрузка на общественный транспорт, и вот спустя 13 лет после открытия первой ветки тбилисского метрополитена заработала и вторая.

Чиновники начали строить планы на третью ветку, но наступили девяностые. «Парад суверенитетов» и последовавший за ним распад Советского союза не могли не сказаться на экономике страны. Многие социальные проекты заморозили, и про метро уже никто не думал. Вновь о строительстве третьей линии подземки заговорили только в конце девяностых. В 2017 году открыли 23-ю по счету и последнюю на сегодняшний момент станцию тбилисского метрополитена, «Государственный университет».

Здание Управления метрополитена на Вокзальной площади в городе Тбилиси
Здание Управления метрополитена на Вокзальной площади в городе Тбилиси

Как только государство смогло выделить деньги, в начале двухтысячных начали масштабную реконструкцию метро: заменили жетоны на пластиковые карты, обновили турникеты, модернизировали вагоны. Теперь грузинское метро соответствует лучшим европейским стандартам и ежедневно перевозит более 300 тысяч пассажиров.