Найти тему

Искусство Азии в европейском музее

Не могу не поделиться с вами, уважаемые читатели, открытием! Ибо нахожусь под впечатлением!

Те, кто читают мой канал, знают, что я любитель детективов, путешествий и древних цивилизаций. Пишу о том, что сама увидела и ощутила через красоту местных достопримечательностей. Несколько статей на Дзене я посвящала Мальтийским загадкам (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4), Тоскане и этрускам (здесь, здесь, здесь и здесь), Мексике и майя ( здесь, здесь, здесь и здесь ), Перу и инкам ( №1, №2, №3, №4, №5). С восточными странами поездки у меня как-то не сложились. Единственная азиатская страна, которую я посетила, это Индонезия. Вернее, одна из ее провинций — Бали. Об этом острове у меня тоже есть рассказ (здесь).

На днях же я открыла для себя музей, который меня удивил, вдохновил на «изучение вопроса» и возбудил «крамольные» мысли: «Хочестя туда поехать и увидеть своими глазами»...

Куда поехать? — спросит меня пытливый читатель.

В Азию! — отвечу я. — В азиатские страны! Познакомиться с культурой, традициями, искусством, кухней, природой...

Китай. (Северный Китай). Сидящий Бодисатва, жест аргумента. Пятая Династия (907-960) или Династия Лиао (907-1125). Дерево со следами полихромии (многоцветная раскраска Или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве).
Китай. (Северный Китай). Сидящий Бодисатва, жест аргумента. Пятая Династия (907-960) или Династия Лиао (907-1125). Дерево со следами полихромии (многоцветная раскраска Или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве).

А ведь Россия — тоже азиатская страна. И азиатская часть нашей страны гораздо больше по площади, чем европейская. Но насколько хорошо мы знаем культуру народов, живущих на Алтае, например, или в Якутии? коренных народов Сибири и Дальнего Востока? В общем, я задала себе эти вопросы после посещения замечательного музея... в Париже! И честно ответила: я знаю совсем не много.

Но вернемся к парижскому музею.

Музей Гиме.
Музей Гиме.

Национальный музей восточных искусств, который называют также музеем Гиме, находится в Париже (Musée national des Arts asiatiques-Guimet). Его по праву называют азиатским Лувром.

Один из залов музея
Один из залов музея

Мосье Эмиль Гиме, лионский промышленник, очень любил путешествовать. Из своих вояжей он привозил дорогие сувениры и предметы религиозного культа. Так как к тому же он был щедрым человеком, он решил подарить свою коллекцию Франции. Поначалу это были экспонаты из Египта. А в 1876 году Гиме совершает кругосветное путешествие с остановками в Японии, Корее и Индии, и эта поездка определила дальнейшие пристрастия колекционера и составила основу его музея.

После его смерти музей продолжал пополняться экспонатами азиатского искусства. В 1927 году коллекция Гиме объединилась с собраниями тайского и камбоджийского искусства из экспедиций другого француза-путешественника Луи Делапорта. А в 1945 году произошел беспрецедентный обмен: египетские экспонаты Гиме переехали в Лувр, а индокитайская коллекция Лувра, собранная другими путешественниками, обосновалась в музее восточных искусств.

Непал. Буддийская тиара тантрического священника. Датирована 1145 годом. Позолота  и инкрустированная медь
Непал. Буддийская тиара тантрического священника. Датирована 1145 годом. Позолота и инкрустированная медь

Честно скажу, двух с половиной часов мне не хватило, чтобы в полной степени насладиться азиатским искусством. Поэтому вернусь как минимум ещё раз или два в музей обязательно!
Здесь собраны предметы искусства Китая, Кореи, Японии, Индии. Кроме того, представлено искусство Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Тибета, Афганистана, Пакистана.

Я много фотографировала. Не могла удержаться. Делюсь с вами некоторыми снимками и краткими описаниями.

Камбоджа. Брахма. Окрестности  Ват Басет (провинция Баттамбанг). Стиль Ко Кер, вторая четверть X века.  Песчаник.  Брахму, бога-создателя Тримурти (брахманскую триаду, состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы), можно узнать по его четырем головам. (Подтверждаю: сзади у Брахмы есть ещё одна голова).
Камбоджа. Брахма. Окрестности Ват Басет (провинция Баттамбанг). Стиль Ко Кер, вторая четверть X века. Песчаник. Брахму, бога-создателя Тримурти (брахманскую триаду, состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы), можно узнать по его четырем головам. (Подтверждаю: сзади у Брахмы есть ещё одна голова).
Индия. Шива — владыка танца.  XI век, период Чола.  Бог Шива исполняет «ужасный, но радостный» танец, который силой своих ритмов одновременно разрушает и воссоздает миры.
Индия. Шива — владыка танца. XI век, период Чола. Бог Шива исполняет «ужасный, но радостный» танец, который силой своих ритмов одновременно разрушает и воссоздает миры.
Индия. Саркофаг из мегалитического захоронения. II век до нашей эры. Красная глина.  Сауттукени (территория Пудучерри). Мне был интересен этот экспонат, так как я сравнивала с саркофагами этрусков (смотрите в статьях о Тоскане) — совершенно разные культуры, хотя созданы приблизительно в одно и то же время.
Индия. Саркофаг из мегалитического захоронения. II век до нашей эры. Красная глина. Сауттукени (территория Пудучерри). Мне был интересен этот экспонат, так как я сравнивала с саркофагами этрусков (смотрите в статьях о Тоскане) — совершенно разные культуры, хотя созданы приблизительно в одно и то же время.

Азиатское искусство (или азиатские культуры) — это собирательное название традиционных культурных общностей стран и коренных народов в едином пространстве географической Азии. Каждая из них самодостаточна, однако все вместе они связаны единой историей и традициями.

Статья на Дзене не предполагает «ученые» лекции, хочу лишь отметить, что в общей картине азиатской культуры выделяют пять основных типов, связанных с религиозными системами. А для азиатского населения (кроме, пожалуй, мусульманского) характерна религиозная веротерпимость.

Тайланд. В центре Будда (XIX век, искусство Бангкок). Бронза лакированная и позолоченная, инкрустированная кристаллами. И брахманские божества. XIV век. Бронза.
Тайланд. В центре Будда (XIX век, искусство Бангкок). Бронза лакированная и позолоченная, инкрустированная кристаллами. И брахманские божества. XIV век. Бронза.

Итак, метаконфуцианский стиль (Китай, Япония, Корея, Вьетнам и страны Восточной и Юго-Восточной Азии), теравада-буддизм (Тайланд, Лаос, Бирма, Камбоджа), индуистский стиль (Индостан), исламский (малайско-исламский: Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур; индо-исламский: Бангладеш, Пакистан, Мальдивы), католический (Филипины).
Ниже на фото — немного эротики. Боги наслаждаются любовью 👇

Тибет. Хаягрива и его супруга.  XV-XVI века. Позолоченная медь, инкрустированная бирюзой. Титульный бог-защитник Хаягрива сливается со своей женой, символом Мудрости. (Здесь Бог Хаягрива представлен с человеческим лицом, однако «хаягрива» переводится с санскрита буквально как «лошадиная шея», часто его представляют с лошадиной головой).
Тибет. Хаягрива и его супруга. XV-XVI века. Позолоченная медь, инкрустированная бирюзой. Титульный бог-защитник Хаягрива сливается со своей женой, символом Мудрости. (Здесь Бог Хаягрива представлен с человеческим лицом, однако «хаягрива» переводится с санскрита буквально как «лошадиная шея», часто его представляют с лошадиной головой).
Та же эротическая скульптура, в профиль. Лошадиная морда все же есть, а также видны четыре ноги и шесть рук божества. Но какова экспрессия! Какая радость на лицах. Не могла пройти мимо, чтоб не сфотографировать.
Та же эротическая скульптура, в профиль. Лошадиная морда все же есть, а также видны четыре ноги и шесть рук божества. Но какова экспрессия! Какая радость на лицах. Не могла пройти мимо, чтоб не сфотографировать.

А вот ещё две эротические скульптуры.

Тибет (Предположительно западный Тибет).  Бог-покровитель Самвара и его супруга Ваджраварахи.  XVI век. Сплав из золота и меди. В тантрический буддизме божественные супруги в своём соитии символизируют Мудрость и Высшее знание
Тибет (Предположительно западный Тибет). Бог-покровитель Самвара и его супруга Ваджраварахи. XVI век. Сплав из золота и меди. В тантрический буддизме божественные супруги в своём соитии символизируют Мудрость и Высшее знание

Тибет. Бог-покровитель Хеваджра и его супруга Найратмья.  XVI век. Золото и инкрустированная латунь.  Хеваджра — один из главных богов, символизирующий несокрушимую сущность феноменального мира. В данном виде Капаладхара, он наделен восемью лицами, шестнадцатью руками и четырьмя ногами. Сколько рук и ног у супруги? Не знаю, не считала…
Тибет. Бог-покровитель Хеваджра и его супруга Найратмья. XVI век. Золото и инкрустированная латунь. Хеваджра — один из главных богов, символизирующий несокрушимую сущность феноменального мира. В данном виде Капаладхара, он наделен восемью лицами, шестнадцатью руками и четырьмя ногами. Сколько рук и ног у супруги? Не знаю, не считала…

А вот эти фото… не поверите: Афганистан! Посмотрите на лица! Да-да, раскопки французских ученых в Афганистане говорят о том, что в прошлые века в этой стране была совсем другая религия.

Афганистан. Археологический парк Хадда. III-IV века. Монастырь Тара-Калан.
Афганистан. Археологический парк Хадда. III-IV века. Монастырь Тара-Калан.
Афганистан. Археологический парк Хадда. III-IV века. Основание мавзолея украшено атлантами и слонами. Штукатурка и известняк.
Афганистан. Археологический парк Хадда. III-IV века. Основание мавзолея украшено атлантами и слонами. Штукатурка и известняк.

А вот какие красивые женщины из Непала! Какие фигуры…

Непал. XVII век. Первая — Авалокитешвара… Богиня (Кто бы сомневался!). Очень важная богиня. Вторая — предположительно Пуджа Деви — богиня подношения.  Древесина со следами полихромии.
Непал. XVII век. Первая — Авалокитешвара… Богиня (Кто бы сомневался!). Очень важная богиня. Вторая — предположительно Пуджа Деви — богиня подношения. Древесина со следами полихромии.
Япония. Предположительно между 1690 и 1740 годы. Блюдо, с изображением куртизанки и ее последовательницы на озере Оми. Фарфор Имари с полихромным и золотым декором.
Япония. Предположительно между 1690 и 1740 годы. Блюдо, с изображением куртизанки и ее последовательницы на озере Оми. Фарфор Имари с полихромным и золотым декором.

Фото я не подбирала по каким-то отдельным критериям. И, естественно, это всего лишь малая часть того, что можно увидеть в этом чудесном музее.
Надеюсь, что трудные времена пройдут и туристы вновь смогут приезжать и знакомиться с культурой разных стран и народов. Для русского человека не существует так называемой «отмены культур». Нам все интересно!

И не могла пройти мимо вот таких изображений Бодхисатвы (дословно: «существо, стремящееся к пробуждению»). Это Вьетнамское искусство.

Вьетнам. Восьмирукий Бодхисатва (XVIII век, лакированное дерево, полихромия, позолота); Бодхисатва на скале (XVII век, дерево, полихромия, позолота); Портрет монаха Ан Тиена, основателя храма Лотосового пруда в Ханое; тысячерукий и тысячеглазый  Бодхисатва, конец XVIII- начало XIX века.
Вьетнам. Восьмирукий Бодхисатва (XVIII век, лакированное дерево, полихромия, позолота); Бодхисатва на скале (XVII век, дерево, полихромия, позолота); Портрет монаха Ан Тиена, основателя храма Лотосового пруда в Ханое; тысячерукий и тысячеглазый Бодхисатва, конец XVIII- начало XIX века.
Вот такой он (или оно): тысячерукий и тысячеглазый Бодхисатва — существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. 
А Будда — в буддизме — «пробудившийся» или «просвещенный» —  титул существа, обретшего «высшее состояние духовного совершенствования».
Вот такой он (или оно): тысячерукий и тысячеглазый Бодхисатва — существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. А Будда — в буддизме — «пробудившийся» или «просвещенный» — титул существа, обретшего «высшее состояние духовного совершенствования».

На этом «совершенном» Бодхисатве с тысячью рук и тысячью глаз (представляете, сколько пришлось работать создателям этой скульптуры из дерева! ) можно закончить. Лишь ещё одно фото для дам: украшение XVII века из Индии:

Индия. Медальон в форме птицы. Золото, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг и горный хрусталь
Индия. Медальон в форме птицы. Золото, бриллианты, рубины, изумруды, жемчуг и горный хрусталь

В конце хочу добавить, что в Париже в Лувре открылась выставка искусства Узбекистана. Вернее, даже две выставки. Одна из наших республик бывшего СССР с древней историей, культурой и традициями — должно быть очень интересно и познавательно. Постараюсь выбраться в декабре.

А следующая статья будет соответствующей новогоднему настроению. Расскажу о Шампани и шампанском. Так что жду вас на канале! Не забывайте ставить лайки! И подписываться, если вам интересны мои рассказы.