Дэниел Маклайз или Маклис (Daniel Maclise, 1806 — 1870), шотландский простолюдин, благодаря таланту постигший почётного звания академика Королевской Академии художеств. Ему даже предлагали стать президентом Академии, но живописец отклонил предложение. Художник принадлежал к творческому поколению, предшествующему направлению прерафаэлитов, но весьма одобрял и разделял с ними некоторые идеи. Некоторые его полотна, как вы увидите, и стилистически, и тематически перекликаются с творчеством членов Братства прерафаэлитов.
Во всех справочниках отмечено, что Маклайз происходил из семьи сапожника или кожевника, но истина состоит в том, что его отец был ещё и отставным шотландским солдатом – горным стрелком. Возможно, отсюда интерес художника к истории Англии и кельтская печаль о древних временах Merry England.
Талантливый сын отставного солдата закончил в родном ирландском Корке школу искусств, и в неполных 20 лет отправился завоевывать Лондон. Там он поступил в училище при Королевской Академии – с тем, чтобы уже два года спустя с успехом участвовать в ее выставках.
В начале творческой карьеры Маклайз выступал как портретист, однако вскоре приобрёл весомую репутацию на поприще больших полотен на значимые исторические сюжеты.
Это истинно ирландское полотно, высоко ценимое на родине художника, полно изумительных деталей и передает настроение покоренного народа. На переднем плане картины изображены распростертые тела ирландских воинов и арфа, символ Ирландии, с разорванными струнами. Тяжелой пятой Стронбоу топчет кельтский крест, а умирающая дева указывает пальцем на рунические письмена, которые уже некому прочесть.
Нормандский граф Ричард де Клэр, прозванный Стронбоу («Тугой лук») по разрешению короля Англии Генриха II женился на Аойфе (Еве), старшей дочери владыки ирландского королевства Ленстер сразу после кровавого штурма столицы королевства. Венчание произошло в разрушенном войском графа кафедральном соборе города Уотерфорд, который был ключом к Дублину. Последнюю столицу ирландских королевств Стронбоу также захватил и разграбил.
Вокруг интерпретации этой сцены бракосочетания по сей день ведутся споры. На родине художника считают, что Маклайз хотел выразить свои симпатии ирландской борьбе за свободу. Другие полагают, что картина – просто упражнение в высокой драматичности и театральности, которые Маклиз особенно любил. Ведь картина была выполнена в рамках заказа для нового здания парламента в Лондоне и была благосклонно встречена публикой во время выставки в Королевской академии.
Начиная с 1840-х гг. Маклайз все реже прибегает к историческим темам, используя большей частью шекспировские и другие литературные сюжеты.
Африканский король Кофетуа не испытывал влечения к женщинам, пока однажды не увидел молодую, плохо одетую нищенку. Сраженный любовью с первого взгляда, Кофетуа решил, что он либо женится на этой девушке, либо покончит с собой. Выйдя из дворца, он бросил нищим горсть монет, и, когда девушка вышла вперёд, сказал, что она должна стать его женой. Сюжет использован в произведениях искусства различного жанра, от пьес Шекспира до фарфоровых статуэток.
Речь идет об «Истории Жиль Бласа из Сантильяны», плутовском романе Алена Рене Лесажа. Жиль Блас, сын конюха и горничной, благодаря дяде поступает в университет Саламанки, однако против воли становится сообщником банды грабителей и попадает в тюрьму. Затем Блас становится лакеем и сменяет великое множество господ и профессий. После долгих приключений он оказывается фаворитом короля и может удалиться в собственный замок, чтобы наслаждаться с трудом достигнутой честной жизнью.
На протяжении творческой жизни Маклайз выполнял также портреты именитых заказчиков, писал своих друзей. Наиболее выдающимся примером в этом жанре является замечательный «Портрет Чарльза Диккенса» (1839), с которым художник водил близкую дружбу. Он также создал запоминающиеся иллюстрации для нескольких рождественских повестей Диккенса и других его произведений.
Некоторые работы художника принадлежат к викторианской сказочной живописи, о которой мы тоже впоследствии расскажем.
В 1858 г. Маклайзу было поручено выполнить две фресковые росписи в Палате лордов на темы недавней истории: «Встреча Веллингтона и Блюхера при Ватерлоо» и «Смерть Нельсона». Выполненные в оригинальной технике жидкого стекла, росписи Палаты, сожалению, плохо сохранились, но по сохранившимся эскизам можно судить как о высоком эмоциональном накале этих полотен, так и о выдающемся мастерстве живописца.
Большое рвение, с которым он относился к этим огромным историческим произведениям, и используемая новая техника (рисование жидким стеклом, liquid glass), серьезно подорвали здоровье художника. Он начал избегать компаний, в которых он раньше наслаждался, его прежняя жизнерадостность исчезла. Отказ от поста президента Королевской академии исследователи также связывают с обуявшей художника депрессией. Он умер от острой пневмонии в возрасте 64 лет в своем доме в центре Лондона.
Мы продолжим наше исследование творчества викторианских классицистов.
Успехов и удачи!
И не забывайте про лайки, комменты и подписки на канал
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
#живопись#классицизм