В этом году муж в качестве сюрприза начал дарить свежевышедшие детективные новинки. И я знаю, что привлекло его в книге "Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил" Бенджамина Стивенсона. Упоминание Агаты Кристи в рецензии.
Заголовок мне понравился сразу. Обложка тоже. Но к отсылкам к Агате Кристи я лично отношусь очень настороженно. Книжные издательства на что только не пойдут, чтобы привлечь искушенного любителя детективов.
Здесь же на обложке есть утверждение, что книга написана в духе Агаты Кристи. Спойлер: упоминание леди Агаты и пара книг на полке под ее псевдонимом Мэри Уэстмакотт - вот и все, что связывает роман с Агатой Кристи.
Но справедливости ради, надо сказать, книги эти все же сыграют свою роль в ярком финале.
Книга, надо сказать, небольшая, очень удобно держать ее в руке, качественная печать, удобный для чтения шрифт. Если это кому-то актуально.
Повествование идет от первого лица. Главный герой - Эрнест Каннингем, писатель, учит других писать детективы. В начале книги дается 10 заповедей Рональда Нокса, по которым создаются детективы. Автор не зря дал нам этот список: он шаг за шагом скрупулезно воплощает эти пункты в жизнь один за другим.
Итак, семья Каннингемов собирается далеко в горах в одном из отелей. Но это не просто встреча "семьи", это "воссоединение". Все ждут старшего брата Эрнеста - Майкла Каннингема, который отсидел три года за убийство и вышел на свободу. А засадил его в тюрьму не кто иной, как сам Эрни. Поэтому атмосфера в семействе, как вы понимаете, взрывоопасная - одной искры хватит, чтобы все вокруг забурлило и взорвалось.
Но детектив был бы не детективом, если бы не случились еще убийства. Сколько их будет? А вот это вы узнаете сами. Спойлерить не буду.
Скажу только, что волею судеб именно Эрнесту придётся раскрывать все преступления, так как подозрение падает на всех членов его семьи, да и под угрозу попадает жизнь каждого из них.
Почему мне кажется, что вы прочитаете эту книгу? Потому что она, на мой взгляд, действительно отличается от привычных нам детективов.
Я читала в сети несколько отзывов о романе. Кто-то назвал его скучным. И я согласна с этим мнением. Но как только ты начинаешь откровенно скучать, автор вытаскивает что-то из рукава, и ты снова закрываешь страницу с мыслью: "Да как же так может быть? Ничего себе придумал! Как вообще так можно писать? Да неужели так можно было?"
Кто-то сказал, что роман заявлен, как ироничный, но иронии в романе не заметно. И с этим соглашусь. Тут либо работа переводчика, либо автор - известный в Австралии стендап-комик, кстати, - считает шутки в романе ироничными, опираясь на свой опыт выступления на сцене. Но то, что роман написан не просто в повествовательной манере, а немного рвано, отрывочно и все потом складывается в единый узор и даже язык книги тебе начинает нравится - это факт. Так случилось со мной.
Комментаторы сходятся в одном: финал книги переворачивает все с ног на голову. И некоторое глухое недовольство автором, возникавшее время от времени, уходит. Уходит вообще все. Ты остаёшься с мыслью: " Ну, как так можно было сделать?"
Но даже возмутиться не получается. Потому что автор честно давал нам подсказки на протяжении всего романа, в самых разных местах, в самых разных сценах. Ты просто не знал, как их интерпретировать.
Таким образом, ставлю твёрдую 8-ку из 10 балов моей личной оценочной шкалы. И, значит, рекомендую к прочтению.
Когда я искала информацию об авторе, то узнала, что роман переведён на 20 языков, а HBO готовит адаптацию книги для съёмок минисериала. Так что, вот еще один повод прочесть книгу до экранизации.
К слову, это третья книга Бенджамина Стивенсона. Первая "Green light" попала в шорт-лист премии Неда Келли в номинации «Лучший дебют в жанре криминального романа». Вторая "Either Side of Midnight" вошла в шорт-лист международной премии авторов триллеров как «Лучший оригинальный роман в мягкой обложке».
У самого автора, кстати, есть брат близнец, Джеймс. Вдвоем они выступали в музыкальном комедийном дуэте, были финалистами разных конкурсов в Австралии. Были признаны самыми молодыми многообещающими комиками страны.
- Я люблю детективы, - говорит Бенджамин Стивенсон в одном из интервью. - Мне нравится, что в этом жанре есть определенные правила, с которыми читатель хорошо знаком. Автор задает вопрос и оставляет подсказки для решения сюжетной загадки, и читатели решают ее, а писатель может к ним присоединиться. Это захватывающий способ писать и читать роман. Я обратился к классическому детективу, потому что хотел создать нечто веселое. Разгадка главной тайны должна быть увлекательной для читателя, в современных же романах все построено на том, чтобы прийти в конце к моменту «попался», а не к «ага, я так и знал». Последний, на мой взгляд, куда приятнее. Я писал свой роман во время пандемии, когда вокруг царил хаос, и мне хотелось создать увлекательный сюжет, который будет любопытно распутывать.
Источник цитаты: azbooka.ru
Как видим, автор называет свои романы классическими детективами. Для меня, любительницы детективов Агаты Кристи, роман Стивенсона не кажется классическим. Но, может, я просто немного старомодна?
Но точно скажу одно: книга стоит того, чтобы потратить свое время и прочесть ее.