Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Оставляя следы себя… (13.10.2022)

#методология
Самыми запоминающимися и интересными лекциями и семинарами в институте, для большинства стали предметы, которые велись практиками, что работали и преподавали одновременно, особенно если они обладали хорошими коммуникативными навыками. Объясняя даже сугубо теоретические и давно устаревшие моменты, такие люди могли добавить интересного, сместить акценты, показать небольшую, но реальную пользу. Подобное общение позволяло не имеющим опыта студентам хотя бы немного прикоснуться к живому практическому опыту, пусть даже и в формате «историй из курилки» и «баек за чашкой кофе».

По мере обретения собственного профессионального опыта, практически все эти истории забываются, появляются собственные интересные, актуальные и адекватные байки и случаи. Воспоминания об образовательном процессе тускнеют, на первое место выходят другие эпизоды, что ранее были фоном – практичные, личные инструменты, примеры эвристик, принципы и подходы к решению сложных творческих задач и проблем. Речь об элементах профессионального почерка и мастерства, лишь с опытом становятся заметны, наполняя картину глубиной. Как правило, этим славились пожилые и умудренные опытом профессора, совершившие прорывные, яркие открытия, основавшие собственные школы и выдержавшие испытания медными трубами, сохранив любопытство, доброту и обычные человеческие качества.

Данные наблюдения – суть мелкие осколки и отблески ранее привычной передачи опыта в формате наставничества. В эпоху массового образования, подобный подход в процессе обучения встречается редко, конвейер вытеснил ручную работу. Наставничество требует значительных временных и интеллектуальных ресурсов от учителя, тонкой подстройки, максимально раскрывающей и помогающей ученику, ведь требуется не столько дать знания, сколько помочь научиться мыслить, развиваться и искать. В академической среде в роли наставника выступает научный руководитель, у него не может быть много подопечных / личных учеников.

К сожалению, беря учеников, очень многие сосредотачиваются на их использовании для развития и проработки собственных идей и работ, используя подопечных как «руки» и «продолжение себя для простых задач». К некоторым со временем приходит понимание, что стать учителем / наставником основателей собственных школ в разы более почётно и оставляет больший след в истории, чем на 15-20%% сделать больше личных открытий и написать монографий.

К тому же, любой даже очень талантливый / гениальный человек всё равно работает в рамках коридора своей онтологии и личных ограничений, в то время, как последователи и ученики могут в разы расширить охваченное пространство. Чаще всего, проблема внутри самого наставника, нужно начать воспринимать достижения учеников, с которыми даже кардинально не согласен, с большей гордостью чем свои собственные, отбросив гордыню.

И, да, дети, крестники и ученики становятся продолжением человека, биологическим, духовным и интеллектуальным, соответственно, именно они остаются после и являются результатом жизни…)))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2072